Когда Винсент Ван Гог жил в Сен-Реми, он попросил своего брата, чтобы тот доставил гравюру Регаме “Каторга”, но тот не сумел ее найти, и Винсент выбрал ей на замену гравюру “Острог” Гюстава Доре. Картина “Прогулка заключенных” является копией гравюры Доре, но выполнена она в собственном стиле художника.
Вверху картины можно увидеть двух маленьких белых птиц, это сделано для того, чтобы зритель осознал всю высоту стен тюрьмы. Люди как будто находятся на дне огромного колодца, из которого им не выбраться, время там идет очень медленно, люди бессмысленно бродят по кругу. В этой картине Ван Гог сумел использовать такие цвета, чтобы зритель смог почувствовать всю тоску и безысходность, которой пропитано полотно. Стены сверху освещены солнцем, но до заключенных оно не достает, они в постоянном мраке.
Это место лишено каких-либо упоминаний о свободной жизни.
В правой части колонны многие из заключенных обращены на зрителя, они с недовольством смотрят на него, завидуя его свободе. Большинство заключенных идут с понурыми головами. Ближе всего к зрителю заключенный выглядит не так как все, выделяется из всей колонны, он поднял голову, на которой нет шапки.
Этот заключенный угрюмо смотрит прямо в глаза зрителю, будто хочет что-то сказать ему. Если внимательно его рассмотреть, то становится ясно, что в этом заключенном Ван Гог показал образ себя.
Это единственная картина, в которой он открыто пишет свой автопортрет в одном из героев картины, во многих других произведениях можно лишь догадываться о сходстве героя с художником. Ван Гог не случайно решил представить себя в роли заключенного, ведь тогда он жил в поселении для душевно больных людей, был изолирован от общества. Представив себя в роли заключенного он показывает нам свои самые ужасные предчувствия, на тот момент его уже много лет мучила душевная болезнь.
Картина написана художником маслом на холсте. Очень глубокое, отражающее всю трагичность жизни самого автора полотно. Суть изображения сводится к фигурам заключенных, которые бродят по кругу, осуществляя дневную прогулку. Она проходит под зорким и неусыпным надзором, что еще больше усугубляет и без того печальное положение этих людей.
Все фигуры изображены одинаковыми, меняется только положение рук и поворот силуэта. И только один персонаж выделяется среди всех. Он изображен в центре картины. На его лице
читается тоска и безысходность, отчаяние от невозможности пересилить судьбу. В этом образе угадываются черты автора. Ведь 1890 год – это то время, когда Ван Гог проходил лечение в психиатрической клинике, что не могло не наложить отпечаток на его творения.
Место, в котором совершается прогулка заключенных, напоминает большую мрачную каменную коробку с окнами. Высокие стены и пол выложены кирпичом, все кругом холодное, каменное, бездушное. Художник не показывает ни малейшего кусочка неба, что подчеркивает тяжесть положения изображенных людей.
Цветовая гамма картины представляет собой сочетание синих, зеленых, оранжевых и фиолетовых оттенков. Казалось бы, она должна быть яркой и красочной, однако все совсем наоборот. Ван Гог сумел передать такими яркими цветами холод и отчужденность, затворничество и безысходность, трагизм людских судеб.
Глядя на изображенный пейзаж, сердце просто замирает от жалости к автору, к заключенным и вообще ко всем людям, потерявшим себя, сломленным, не способным пойти против воли судьбы и исправить свое положение. Поэтому общее впечатление от картины, безусловно, тягостное. Она заставляет задуматься о трагизме человеческих жизней, о цикличности мироздания, о сущности бытия. Дает почувствовать беды других людей, их горести и страдания.
Через пол года после написания этой картины Винсент Ван Гог скончался.