Винсент Ван Гог знаменитый художник из маленькой деревушки в Бельгии создавал свои шедевры в направлениях постимпрессионизма. Стремление изобразить красками не внешнюю оболочку, а внутренний мир с порядком декоративной стилизации. Можно сказать, что творцом картин Ван Гог стал не сразу, так как считал, теорию слишком далёкой от идеала. Картина «Портрет доктора Гаше» была создана в 1890 году незадолго до смертельного исхода живописца.
История этой картины включает в себя реалию жизни художника. Поль – Фердинанд Гаше был личным врачом Ван Гога и ухаживал за ним до его последнего вздоха. Поначалу Винсент негативно относился к врачу, о чём в письмах писал своему брату. Позже общая тяга к живописи сплотила Гаше и художника. Врач очень любил искусство и за свою работу предпочитал принимать шедевры великих живописцев.
Изображён доктор Гаше таким же печальным и болезненным, как и сам Ван Гог. Свой внутренний мир живописец передаёт через портрет врача. Странным остаётся и то, что художник не гонится за славой, показывая всю человечность души. Известность неглавная задача в его жизни. Картина «Портрет доктора Гаше» — уникальное отображение благодарности со стороны Ван Гога.
Факты показали, что картина имела большой успех среди любителей искусства и многие хотели приобрести этот шедевр в свою коллекцию. Интересно то, что один из коллекционеров приобрёл «Портрет доктора Гаше» за огромную сумму денег и пожелал кремировать его вместе с картиной. Публика сетовала, просила не допускать подобных желаний миллионера, поэтому все же удалось спасти картину от неминуемой гибели.
После всего картина перешла в собственность инвестиционного фонда, который перепродал её неизвестному любителю живописи. Шедевр Винсента Ван Гога показал людям всю правду о дружбе и преданности человека.
История создания
В июне 1890 года Винсент Ван Гог пишет брату Тео из Овера, что работает над портретом доктора Гаше, которого уже считает своим близким другом: «Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами. Г-н Гаше в восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же».
Поль Фердинанд Гаше обладал прекрасным художественным вкусом и отличным «нюхом» на хорошие картины и перспективных художников. Впервые поднявшись в крошечную мансарду Винсента, которую тот снимал в Овер-сюр-Уаз, и увидев его работы, доктор понял, что перед ним настоящий гений, пусть и совершенно безумный. Гаше уверяет Ван Гога, что возобновление его припадков крайне маловероятно, и дает художнику совет работать смело и много. Довольно странная рекомендация человеку, который раньше работой доводил себя до крайней степени истощения. Но это было именно то, что хотелось бы услышать Винсенту. Он все с тем же юношеским пылом отдается работе и этой новой дружбе, как и раньше, безоглядно влюбляясь в человека, относящегося к нему с интересом и добротой. Всего на пару месяцев доктор Гаше стал для Ван Гога одновременно и другом, и отцом. Тем отцом, которого художнику всегда хотелось иметь: свободно говорящим об искусстве, с интересом слушающим самого Винсента, а самое главное – не стыдящимся и не порицающим его.
Доктор Гаше был вдовцом и жил с дочерью Маргаритой и сыном Полем, поэтому общение с художником доставляло ему большое удовольствие. Доктор неподдельно восхищался работами кисти ван Гога, а в особенности картинами «Арлезианка» и «Автопортрет».
Но, несмотря на добрые отношения с доктором, в одном из последних писем к Тео Винсент пишет: «Я думаю, мы никоим образом не можем рассчитывать на доктора Гаше. Во-первых, он болен еще сильнее, чем я, или, скажем, так же, как я. А когда слепой ведет слепого, разве они оба не упадут в яму?».
Поль Гаше, наряду с Тео ван Гогом, Эмилем Бернаром, Камилем Писарро и папашей Танги, был одним из немногих людей, провожавших Винсента ван Гога в последний путь…
Интересная деталь: Ван Гог написал и второй портрет доктора. Некоторые исследователи считают, что его дописал сам Гаше. В любом случае, оба портрета очень похожи композиционно. Осталась неизменной и еще одна маленькая деталь – цветок наперстянки, которая используется для лечения сердечной недостаточности, но при передозировке превращается в смертельный яд.
Этот вариант Ван Гог подарил самому доктору Гаше. После его смерти картина была унаследована сыном доктора Полем Гаше-младшим, который в 1949 году подарил её Лувру. В 1986 году, после образования музея Орсе, картина была передана в состав собраний этого музея, где и находится до сих пор. А вот «жизненный путь» первого варианта оказался запутанным, скандальным и интригующим.