Описание картины Винсента Ван Гога Пьета - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента Ван Гога Пьета

Описание картины Винсента Ван Гога Пьета

Винсент Виллем Ван Гог написал картину «Пьета» в 1889 г. Выполнена она на холсте маслом.

Картина написана художником на закате его жизни, во время бесконечных депрессий и творческих поисков. Однако, несмотря на трагичность происходящих событий в жизни Ван Гога, этот период является расцветом его творчества. За последние годы художник изобразил более ста пятидесяти произведений.

Картина «Пьета» появилась в творческом наследии художника случайно. Ван Гог уронил литографию с картины «Пьета» Эжена Делакруа в краску и испортил ее. Живописец восторгался произведениями Делакруа, пытался понять их исполнение, технику письма. Очень сожалея о случившемся, он принимает решение воспроизвести утраченное полотно.

Картина выполнена в своеобразной творческой манере письма художника, к тому времени уже закрепившейся во множестве его работах. Темные тона и динамика света передают трагичность сюжета.

На полотне изображена Дева Мария, оплакивающая Иисуса Христа. Распростертые руки Богоматери обнимают умершее тело своего сына. Кроткое выражение ее лица свидетельствует о неизбежности происходящего. Плавность линий использованные при написании тела Христа передают его бездыханность. Множественность чувств показывает живописец, как через образы самих персонажей, так и в окружающем их пейзаже.

Искусствоведы считают, что Ван Гог изобразил на этом полотне Иисуса Христа, отожествляя его образ с собой. Непонятый, страдающий, осмеянный людьми и непризнанный при жизни – все это было свойственно художнику. Многие также находят внешнее сходство.

Библейский сюжет не является типичным для творчества Ван Гога, но во время ее написания эта тема была ему близка. Он понимал основы христианства и все же был всецело отдан живописи.

Пьета — один из типов католической иконографии Богородицы, который достаточно часто встречается в искусстве Западной Европы. Сцена, изображающая Богоматерь с мертвым Христом на коленях, запечатлена на полотнах многих выдающихся мастеров. Среди них и картина Ван Гога «Пьета» — произведение, сюжет которого совершенно не характерен для художника.

По-итальянски «пьета» означает «жалость». Название полностью соответствует изображению фигуры матери возле мертвого сына, скорбящей и отрешенной. Главным отличием от сцены Оплакивания Христа, имеющей, казалось бы, идентичный сюжет, является количество действующих лиц и положение тела умершего в пространстве. Пьета подразумевает отсутствие свидетелей, а также то, что Христос лежит на коленях Девы Марии.

В картинах Ван Гога, несмотря на глубокие религиозные убеждения живописца, редко находилось место сценам библейской тематики, таким, как Пьета. Право же писать Христа он признавал за очень немногими: по мнению Ван Гога, таким мастерством обладали только Рембрандт, Делакруа и Милле. Свой собственный набросок, посвященный Христу, Винсент Ван Гог уничтожил. Художник, всю жизнь стремившийся к духовности, изучению религиозной концепции и проповедничеству, не нашел сил и возможности идти по наиболее доступному для него пути — передаче своих убеждений через живопись. Однако он в полной мере овладел направлением, наиболее ярко передающим мысли и чувства автора, раскрывающим его индивидуальность — постимпрессионизмом.

Основой для картины Ван Гога «Пьета» послужила одноименная литография с работы кисти Делакруа — живописца, чью работу с цветом Винсент считал гениальной. Поводом к созданию произведения стало для Винсента небольшое происшествие: литография по неосторожности была испачкана краской и маслом. Это расстроило художника и побудило сделать копию.

Сюжет картины Ван Гога «Пьета» полностью идентичен сюжету произведения Делакруа. Однако цветовая гамма, выбранная Винсентом — тревожная, сине-желтая. Подобное сочетание оттенков свидетельствует об эмоциональной подавленности живописца, склонности к депрессиям, ранимости. Именно в таком состоянии, по всей вероятности, Ван Гог находился в последние месяцы своей жизни. «Пьета» написана почти за год до самоубийства художника, но признаки необратимых изменений в психике были заметны уже тогда. Многие исследователи творчества Винсента Ван Гога считают, что в образе Христа на своем единственном религиозном полотне живописец изобразил себя — одинокого, непонятого и страдающего, посвятившего жизнь Богу и искусству.