Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж — Черную царевну (уголь).
Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. «Золотая» царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у «Медной» царевны. Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей «золотой» сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста.
«Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства.
По возрасту царевны тоже разные: самая старшая — «Медная», средняя — «Золотая», младшая — «Угольная». В таком порядке люди осваивали земные богатства. Работа наполнена символами и знаками. Сказка в трактовке Васнецова приобретает совсем иной смысл.
Автор известен своими работами на темы былин и русских народных сказок. Наверное, не найдется нашего человека, который бы не знал картины “Богатыри”, “Аленушка”, “Иван-царевич на Сером волке”. Это полотно не стало исключением.
Три царевны вышли из своих владений – подземного царства – и стоят неподвижно у подножья горы. Они богаты и могущественны. У них в царстве – несметные сокровища: драгоценные камни, золото, уголь.
У двух царевен на лице написаны надменность и высокомерие. Они горды и неприступны. С осуждением смотрят они на младшую царевну, которая стоит чуть в стороне. Девушка резко выделяется на фоне своих надменных, богато одетых сестер. Она – Аленушка и Елена Прекрасная с картин Васнецова: та же печаль и душевность на юном и нежном лице. Ее наряд прост и неприхотлив по сравнению с пышным одеянием старших сестер. Руки опущены вдоль тела, в глазах застыла печаль. Ей не нужны богатства подземного царства, она хочет простого человеческого счастья.
И, несмотря на четко выделяющиеся фигуры старших царевен, взгляд приковывает младшая сестра.
Брат Виктора Васнецова– Аполлинарий – тоже восторгался младшей царевной. Он так и писал в письме из Петербурга: “Я просто влюбился в Черненькую…”.
Да и сам Виктор Михайлович неравнодушен к младшей царевне. Это видно по тому, как выписан ее образ, тонко переданы чувства девушки.
Очень интересно подобрана палитра произведения. Черные камни резко выделяются на фоне золотистого неба. Так же резок контраст между богато одетыми старшими сестрами и скромной младшей сестрой.
Две гордые царевны, одетые в наряды из золотой парчи и атласа, украшенные драгоценными камнями стоят на фоне такого же золотого неба. Они как будто затмевают золотом своих одежд закатное золото неба.
Тогда как третья царевна, стоящая в сторонке и одетая в черное платье, еще больше скрывается на фоне черных скал. И зрители видят только ее белые руки, бледное лицо, поблескивающее серебро диадемы и отделки платья.
Поражает натуральность тканей на одеяниях царевен. Платья будто бы не написаны кистью, а сделаны из парчи, бархата и шелка.
Картина “Три царевны подземного царства” хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Известный покровитель людей искусства, промышленник и строитель Савва Мамонтов заказал это полотно Васнецову в бытность свою председателем правления новой Донецкой железной дороги, чтобы украсить свой рабочий кабинет. Подумав немного, Васнецов решил взять для основы картины сказочный мотив трех сестер-царевен, однако немного переиначил его на новый лад: царевны вместо традиционных золота, серебра и меди стали воплощать золото, драгоценные камни и уголь. Композиция картины диагональная: царевны стоят на склоне горы, за спинами двух из них пламенеет закатное небо. Земле и воздуху отданы практически равные части, которые резко контрастируют между собой цветовой гаммой, создавая тем самым легкое тревожное предчувствие. Неровная, грубая, покрытая валунами земля резко противопоставляется нежному персиковому небу с синими облаками.
Царевны земных недр стоят прямо в центре картины. Богаче всех одета правая, золотая: на ней традиционная боярская одежда и изукрашенный головной убор. Она выглядит отстраненной и даже немного надменной, потому что ее глаза опущены. Вторая сестра повернута к старшей; вместе они образуют единую группу. Ее платье более яркое и богаче изукрашено, на ней больше самоцветов, но она также смотрит в сторону от зрителя и словно думает о чем-то своем. И только самая младшая сестра, угольная царевна, не отводит взгляда. Она стоит чуть в стороне от двух других, одета гораздо проще и строже, в черное платье с минимумом украшений и короткими рукавами. Опущенные свободно руки и горделивая осанка делают ее царственной. В стороне от трех сестер, слева, изображены двое мужчин в поклоне. Любопытен тот факт, что эта пара персонажей отсутствовала в первоначальном плане картины и появилась гораздо позже.
Эту картину Виктор Михайлович Васнецов писал под заказ Саввы Мамонтова, который на тот момент занимал должность председателя правления Донецкой железной дороги. Сюжет полотна аллегоричен. Сказочные царевны – это воплощение богатств, срытых в толще земли. В преданиях русского народа царевен было всего две – золота и драгоценных камней (в некоторых источниках ее называют медной). Специально для заказчиков-железнодорожников Васнецов вводит в сюжет угольную царевну.
Задний фон картины поделен по диагонали на две практически равные части. Внизу изображена земля, скалы и огромные валуны, а верхняя часть отдана под изображение вечернего неба. Цвета земли и неба образуют между собой резкий контраст. Это создает ощущение тревожного предчувствия, волнения и напряжения.
На переднем плане мы видим три женские фигуры. Это и есть царевны подземного царства. По их позам и выражению лица можно определить, как девушки относятся к людям и земному миру. Золотая царевна строга и надменна, ее взгляд опущен. Медная царевна более благосклонна, она с любопытством осматривает новую для себя обстановку. Старшие сестры одеты в богатые наряды, соответствующие их высокому статусу. Их тела чуть повернуты друг к другу, образуя единую группу. Словно бы царевны заодно в своем отношении к происходящему.
А вот младшая сестра, угольная царевна, выглядит испуганной, бледной, робкой и от этого более человечной. Видно, что ей тяжелее всего расстаться с родным домом. Костюм угольной царевны более незатейлив, в нем нет почти ничего от роскоши одежды ее сестер. Руки девушки бессильно опущены вдоль тела. Другие царевны величаво скрестили руки перед собой. В левом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте.