Картину “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” написал русский художник Виктор Васнецов в 1896 году.
Черное и Белое глазами мастера
На полотне изображены две птицы с человеческими лицами – Сирин и Алконост. С первого же взгляда становится понятно, что эти образы противоположны друг другу и отождествляют добро и зло, радость и печаль. Оперение птицы Сирин темное, ее голова склонилась вниз, а лицо искажено страданием. Алконост же, наоборот, имеет светлые перья и несет людям тепло и надежду.
Согласно легендам, обе птицы прилетают в сад в конце лета, перед Яблочным Спасом. Алконост радуется урожаю и созреванию первых плодов, Сирин же грустит об уходящем лете с солнечными днями, цветами и плясками. Они – противоположности, но вместе составляют гармонию и равновесие. Ведь и в жизни человека печаль и радость также сменяют друг друга и часто находятся рядом.
На картине Васнецов птицы сидят на ветвях дерева и окружены листвой. Она уже не по-весеннему зеленая, а приглушенных тонов, словно скоро пожелтеет и осыпается на землю осенним листопадом.
Сирин расположилась на левой ветке дерева, а Алконост – на правой. Художник поставил мифических персонажей так не случайно: левая сторона ассоциируется с грехом и страданиями, правая же – со спасением и жизнью. А оранжевое небо на заднем плане показывает, что действие сюжета происходит на восходе. Новый день только начинается и неизвестно, что он принесет и весть какой птицы окажется пророческой.
Виктор Васнецов написал картину “Сирин и Алконост” накануне Революции. Он предчувствовал перемены, которые должны были произойти в России, и тревога мастера отразилась в мрачном образе птицы Сирин. Но Васнецов верил в силу русского народа и в то, что тот выдержит любые испытания. Поэтому рядом с вестником несчастий художник изобразил светлый образ Алконоста – как надежду на победу добра над злом.
Творчество В. М. Васнецова – это сказки, былины, мифы, исторические и фольклорные сюжеты. В том числе нередки обращения художника к древнеславянской языческой тематике. Не является исключением известная картина «Песнь радости и печали», законченная в 1896 году.
В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.
Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.
Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.
Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.
Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю.
Картина, написанная маслом по холсту, входит в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. Это одно из наиболее известных творений художника. В 1899 году молодой поэт-символист Блок посвятил картине одно из своих стихотворений.