Творчество Виктора Васнецова широко известно в нашей стране. Каждый еще на школьной скамье мог видеть его многочисленные иллюстрации к русскому эпосу и сказкам, а также художественным произведениям. Одна из таких картин иллюстрирует знаменитую пушкинскую «Песнь о вещем Олеге». Она была создана к юбилейной дате — сто лет великого русского поэта — для академического издания его работ. Князь Олег, прозванный Вещим, в свое время сделал очень многое для зарождения русской государственности. Объединив два княжества – Киевское и Новгородское – он прославился как мудрый, осторожный и дальновидный политик, который, тем не менее, использовал каждый шанс к усилению русских земель.
На иллюстрации Васнецова изображен сам князь и его войско, остановившиеся у леса, чтобы выслушать предсказание мудрого старца-волхва. Олег в полном княжеском облачении, на нем кольчуга, шлем и багровый плащ с золотой окантовкой – символ его власти. Волосы и борода великого князя уже поседели, его юность давно миновала, но осанка осталась прежней – прямой и горделивой. Его прекрасный белый конь низко склонил голову перед кудесником. Вплотную к Олегу и друг другу стоят русские воины, все в похожем облачении и в одинаковых высоких шишаках. Кто-то из них уже сед, как и князь, кто-то молод, но безбородых мальчишек среди них нет, это все зрелые мужи. Кудесник одет гораздо проще – на нем обычные крестьянские лапти в противоположность красным княжеским сапогам и длинная светлая рубаха, украшенная вышивкой. Волосы и борода растрепаны и торчат, что придает ему грозный вид.
В конце 90-х годов ХХ века Васнецов работал над созданием иллюстраций к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. Издание собирались выпустить к юбилею поэта. Васнецов стал главным иллюстратором и написал не только картины к произведению, но и работал над оформлением. Среди прочих иллюстраций есть и «Тризна по Олегу».
Центральную часть картины занимает небольшой холм. На нем сидит княжна Ольга, придерживая голову рукой. Ее волосы распущены и видны из-под платка. На ней – красный плащ, вышитый золотом. Прядь волос развевается на ветру.
Рядом с ней — князь Игорь. Он держит меч и слушает песню, которую поет музыкант. На нем зеленая рубаха с золотыми узорами и красный плащ, также расшитый золотом.
На берегу расположилась дружина Вещего Олега. На переднем плане – человек с седыми волосами закрыл глаза и поднял руку с ковшом к небу. На нем коричневый шерстяной плащ. Левее от него и спиной к зрителю сидит музыкант. Он играет на гуслях и воспевает подвиги усопшего. Многие сидят с поникшей головой, как будто не хотят верить в произошедшее. Некоторые подняли руку к небу и, подбадривая певца, подпевают ему.
Вся дружина — люди немолодые, с седыми волосами, у некоторых есть усы, некоторые с проплешинами. Их одежда не такая богатая, как у князя и княжны. На многих – белые рубахи с красной вышивкой у горловины.
С левой стороны видны копья, это подсказывает, что сражение или едва закончилось, или будет продолжаться.
Небо покрывают серые тучи, видимо, это вечернее время или осенний пасмурный день. На горизонте темнеет лес.
Палитра картины выбрана неяркая, что передает настроение печали. Грязно-серое небо, болотного цвета трава на холме, одежда воинов — все создает ощущения скорого наступления сумерек. На их фоне одежда князя и княжны выделяется как костер, как бы отделяя их от остальных.
Творения В.М. Васнецова все знают еще с детства. Его картины служили иллюстрациями ко многим хорошо известным русским людям сказкам и былинам. «Песнь о вещем Олеге», написанная художником акварелью в самом конце XIX столетия к одноименной балладе А.С. Пушкина – одна из них. Наряду с некоторыми другими иллюстрациями к этому произведению, она была создана к столетию со дня рождения поэта, для академического издания.
Вещий Олег известен нам как легендарный и, пожалуй, самый загадочный русский князь. Это был славный воин и храбрый завоеватель, правление которого положило начало расцвету древнерусского государства. Олег правил славянскими землями долго и мудро, проводя весьма дальновидную политику, за что его и прозвали Вещим. Это прозвище перекочевало затем и в творчество Пушкина.
На картине князь Олег изображен со своим войском, стоящим на краю дремучего леса. Князь одет в кольчугу, поверх которой накинут багряный плащ с золотой фибулой, символизирующей княжеское достоинство. Под шлемом видны седые волосы – Олег уже не молод, однако держится в седле гордо и прямо. Его крепкий белый конь стоит смирно, выгнув шею. Позади князя верная дружина – бравые воины, разных возрастов, в таких же кольчугах и шишаках, что и их предводитель. Могучее войско остановлено внезапно вышедшим из леса волхвом, который с грозным видом сообщает Олегу волю языческого бога Перуна. Жрец одет в простую длинную рубаху и лапти, в руке его – посох.
Поднятая левая рука указующим жестом является неким символом власти, который распространяется и на закаленных в боях воинах. Видно, что седовласый старец не боится князя и его дружины. Весь его вид говорит о том, что кудесник сообщает воинам нечто страшное и неожиданное. Киевский князь слушает его внимательно и сосредоточенно, его брови сурово сдвинуты. Вероятно, предсказание ему не по душе.
Мрачный лес за спиной волхва только прибавляет силы его словам. С этим лесом контрастирует светлая даль позади Олегова войска. Что же сообщает Олегу языческий жрец? Дальнейшее направление движения или, быть может, он открывает великому воину и правителю земли русской, что вскоре ему придется принять трагическую смерть от своего любимого коня?