Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Куст орешника - Анализ картин
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Куст орешника

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Куст орешника

Картина написана маслом на холсте в 1905 на последнем году жизни художника.

Полотно относится к постимпрессионизму. Борисов-Мусатов известен своими пейзажами, которые покрыты дымкой нереальности.

Куст орешника – это картина, которая была написана на террасе Таруса, где художник жил и был похоронен. Он очень любил пейзажи тех мест, особенное вдохновляли могущественные воды Оки. Место, откуда был написан куст орешника – это дачный домик, где Борисов-Мусатов написал несколько своих панорам с изображением Оки. Они образовали цикл на осеннюю тематику.

По краскам полотна можно сделать вывод, что осень только начала вступать в свое владение, так как среди растительности есть как желтые, так и зеленые листья. Но погода стояла весьма прохладная, художник запечатлел это в серых тяжелых облаках.

Листья орешника зябко дрожат от осенней прохлады. Все цвета переплетены между собой, создавая общий глубокий сюжет. Холодные воды Оки медленно текут на заднем плане. Где- то вдали на горизонте проходит синяя небесная полоса.

В центре за рекой художник нарисовал желтые поля, отдыхающие после сбора урожая. Но самое главное внимание привлекает куст орешника, который раскинул свои пожелтевшие густые ветви на переднем плане. На нем уже не осталось зелени. Он словно тянет свои ветви к стройным осинам.

Картины Борисова-Мусатова наполнены глубиной красок и любовью автора к русским пейзажам. Сюжет полотна Куст орешника прост, но это не уменьшает любви автора к тем местам. Каждый штрих написан с вложенной в него душой художника.

Он прожил не долгую жизнь всего 35 лет, но это за этот период он создал 77 картин, которые навсегда останутся в наследии нашей страны. Он похоронен рядом с тем местом, где и была написана картина их осеннего цикла.

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает И. Грабарь о своём близком друге

«Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».

«Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.

«Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

«Автопортрет с сестрой» 1898

«Гобелен» 1901

«Осенний мотив» 1899

«Водоём» 1902

«Дама у гобелена» (Портрет Н. Ю. Станюкович) 1903

«Дама в голубом» 1902

«Окно»

«Натюрморт. Цветы» 1902

Куст орешника

«Колокольчики» 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

«Женщина в голубом» 1905

За вышиванием

«Кавалер, читающий стихи» 1899

Майские цветы

«Парк погружается в тень» 1904

«Прогулка при закате» 1903

«Реквием» 1905

Прогулка

«Осенний мотив» 1901

«На балконе»

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901

Дама в кресле-качалке

«Призраки» 1903

«Изумрудное ожерелье»

«Агава» 1897

«Мотив без слов» 1900

«Гармония» 1900

«Дама в голубом» 1904

«Розы и сережки» 1901

«Цветы» 1894

Сон божества