Гармония — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Холст, темпера. 162 x 90 см.
Вернувшись из Франции, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов создает на картинах свой мир, полный романтизма и очарования прошедших лет. Мечты о прекрасном нашли свое отражение и в этой жанровой сценке.
Тихий летний вечер. Постепенно меняет свой цвет высокое небо: дымчато-голубые, бледно-сиреневые краски сливаются с коралловыми отблесками заходящего солнца. Слой низких, плотных облаков клубясь, уходит за дальние холмы. Большие бело-розовые облака возвышаются над ними, их мягкое свечение подчеркивают синие тени. За густыми темно-зелеными, почти черными, кустами видны пепельно-серые стены и тусклая красновато-коричневая крыша усадьбы.
На зеленой лужайке собралась группа людей. Сидят рядом две юные хрупкие девушки, одетые в светлые, пышные платья с мягкими складками на спинке. Их плечи слегка опущены, темно-каштановые волосы, уложенные в гладкие прически, подчеркивают изящную линию шеи и теплый цвет золотистой кожи.
Одна из них повернулась к подруге, на ее нежном одухотворенном лице мечтательное выражение. Они внимательно и завороженно слушают молодого кавалера, стоящего перед ними. Опираясь на трость правой рукой, в левой он держит томик стихов, которые вдохновенно декламирует, прикрыв глаза. Он весь во власти поэзии. Голубовато-лиловый цвет атласного наряда, белоснежные чулки и кружево рубашки придают его образу романтичности.
За его спиной, на самом краешке деревянной скамейки, сидит пожилая женщина в платке и теплой кофте. Устало сложив руки на коленях, слушая стихотворные строки, она думает о чем-то своем.
Неяркие, спокойные краски создают ощущение умиротворенности. Приглушенные голубые, синие, зеленые и серые цвета гармонично сочетаются с теплыми коричневыми, кремовыми и розовыми оттенками. Мазки художника подчинены определенному ритму: плавно следуют за изгибами облаков и складок на одежде, накладываются друг на друга, создавая объем листвы деревьев, извиваются вместе с травой, рождая ощущение тихого ветерка.
В сумерках все кажется немного нереальным. Слегка размытые контуры, блики заходящего солнца и едва заметные белесые тени придают картине легкую нотку печали.
На протяжении всего творчества музами художника были чистые и мечтательные девушки. В тенистых уголках садов, у живописных прудов или на скамейке около дома они витают в своих прозрачных грезах. В своих картинах мастер тщательно отбирает детали, необходимые для создания образа. Легкая размытость и недосказанность, присущая импрессионизму, добавляет мечтательности девичьим силуэтам.
Лирические этюды – картины, где нет надуманной композиции, а только невесомое ощущение красоты направляет руку мастера. Гораздо позже Борисов – Мусатов разработал монументально – декоративную систему, всегда добивался четкости в построении композиции. Но блуждая по тропинкам своих выдуманных миров, художник даже не подозревая об этом, опережал время.
Сочетание цвета и освещения, покоя природы и человеческой безмятежности, гармоничное сочетание холодного голубого и теплого розового. Из этих элементов и складывается гармония. Не противопоставление, а совмещение, казалось бы, несовместимого, дало такой удивительный результат. Это картина – мечта о том, что будет или могло бы быть.
В центре зеленой лужайки юноша в лиловом фраке читает стихи девушкам. Старушка смотрит на своего воспитанника и тихо радуется его красоте и стати. Высокое дерево позади скамейки и декоративный кустарник создают естественное обрамление картины. Вдалеке очертания дома, деревья и река, тонущие в розовом свете неба. Греза о счастливой жизни, песня мечты о красоте и единении с природой, любимыми людьми, родным краем.