“Реквием”…Скорбная мелодия строгих линий и прозрачных акварельных тонов. На фоне парка и величественного дворца приостановилась на каменных плитах группа женщин в длинных светлых нарядах. Приостановилась и раздвинулась – и посредине осталась одинокая, отделившаяся от всех фигурка дамы в самом светлом, как бы просиявшем платье.
Вглядевшись, легко узнать в нем платье, в котором Мусатов всегда изображал умершую теперь Надежду Юрьевну, своего давнего друга. Только теперь, по замечанию ее мужа, этот наряд “странно изменен и зацвел розами. Беспомощно повисла ее правя рука, в левой хранится таинственный альбом…”.
Надежда Юрьевна писала стихи, о чем знали только близкие люди и Мусатов часто изображал ее с книжкой в руках.
Красивое лицо Надежды Юрьевны, обрамленное темными, скульптурно-тяжелыми локонами, опущено и глаза закрыты: она совсем отъединилась от этого мира. но чувствует и знает все, что происходит вокруг. Торжественно-сияющий облик ее слит в одну гармонию с мощным, как бы “органным” звучанием идущей ввысь дворцовой архитектуры. Слева и справа среди дам еще два образа Надежды Юрьевны.
Это не “двойники” – это ее земные, живые изображения в разных душевных состояниях и в разном возрасте.
Крайняя слева, она глядит прямо перед собой наивно-доверчивым взором юной девушки, и тот же наряд переливается на ней простой и естественной его расцветкой. В группе справа она стоит второй – как бы выросшая и похудевшая, со следами пережитых страданий, но все еще доверчиво шепчущая что-то молодой даме, слушающей ее с затаенно-недобрым любопытством. Изысканно-гармоничное построение композиции оказывается пронизано “токами” человеческих чувств, тончайшим психологическим рисунком.
Две живые ипостаси образа Надежды Юрьевны, как два луча, собираются и вспыхивают белым сиянием в центральной, обобщенной фигуре. А вокруг почти все, за исключением единственной высокой женщины, в которой узнаются черты жены Мусатова Елены Владимировны, глядящей на Надежду Юрьевну с нежной заботой, – все вокруг откровенно враждебны…Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Но она, как написал Мусатов в письме к ее мужу, в моей картине всех простила – ведь она была необыкновенной женщиной, далекой от обыденной пошлости недругов…
Сам Станюкович так оценил полотно, посвященное его жене: ”Реквием” – одно из чудес, одна из вершин искусства”. Надо сказать, что полотно стало последним “прости” не только своему другу, но и жизни самого художника – последние мазки он положил в момент своей смерти.
Огромная, проработанная до тончайших деталей станковая акварель, была посвящена трагической смерти близкого друга художника – Н.Ю. Станюкович.
Художник невероятно скорбел по прекрасному и близкому для него человеку. Скорбь причиненная такой неожиданной смертью выразилась в изображении “Реквиема”. Вся картина отвечает классическому стилю и формам. Тщательно прорисованные детали, однако не помогли художнику оживить персонажей картины. Все женщины изображены плоско, словно они тени ужасной скорби и отчаянья.
Изображенное сзади здание и парк, точно также как в «Ожерелье» выступает больше фоном, чем объёмным пространством. Несмотря на тематику грусти и скорби, а также пессимистическое настроение, автор предпочитает светлые тона и оттенки. Они плавно переходят от стен здания, к костюмам и нарядам женщин, светлой плитки, а также облику античной статуи.
В своем творении художник Борисов-Мусатов смог заменить живых героев символами, и таким образом необыкновенно близко придвинуться к символизму, в образе мистики. Картину свою автор написал в городишке Тарус, расположенным на берегу речки Ока. Там художник проводит с марта по ноябрь 1905 года. Его не интересовала общественность и все события, которые там происходили, если они соприкасались с его творческими интересами.
Однако находясь в тишине обычного села, куда едва ли доходили слухи о протестах, крестьянских забастовках и волнениях, он с нетерпением ждал новых газет, а также прихода “Российской республики”.
Все эти события перекликаются с творчеством художника. Именно в этот год он начинает работать на пейзажами, представляющими в его понимании облик новой России республики.