Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Осенний мотив - Интересное о картинах
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Осенний мотив

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Осенний мотив

Осенний мотив — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Холст, масло. 143 x 98 см.
Перемены в жизни на рубеже 19-20 веков оказали большое влияние на творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Уходящая дворянская культура, опустевшие усадьбы и парки определили тематику его последующих работ. Художник создает целый цикл придуманных жанровых сцен, разворачивающихся на фоне старинных интерьеров и живописных уголков природы, начало которому положила эта картина. Самым важным он считал душевные эмоции и чувства, которые передает эта картина.

Ранняя осень, ясный теплый день. Солнечные лучи серебряными бликами играют на начинающей желтеть листве густых кустов. В деревянной беседке, увитой диким виноградом, молча сидят двое молодых людей.

Юноша в белом парике, одетый в атласный костюм ярко-голубого цвета и белоснежные чулки, наклонившись вперед, сидит на скамейке. Кисти рук, лежащих на коленях, сжаты в замок, выдавая внутреннее напряжение. Голова низко опущена, лица не видно. Все доводы в разговоре исчерпаны, и он очень расстроен результатом.

Сидящая напротив юная барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смотрит в сторону. Светлое бело-голубое воздушное платье оттеняет загорелую кожу, жемчужная нитка бус украшает изящную шею. Рыже-каштановые волосы, уложенные в простую прическу, открывают грустное и немного усталое лицо с тонкими чертами. Она кажется спокойной, но видно, как руки теребят красивую бледно-розовую розу, лежащую на коленях. Беседа и для нее была непростой, но она уже все для себя решила.

И пусть художник не соблюдает историческую достоверность, ведь костюмы героев из разных эпох, для него гораздо важнее передать чувства и переживания персонажей.

Светлая, радостная гамма цветов: белый, небесно-голубой, оливково-зеленый с яркими пятнами красного и розовато-оранжевого, вместе с плавными, текучими линиями создают лирическое и умиротворенное настроение. Однако пластика тела кавалера и барышни, их позы рассказывает о мечтах, которым не суждено сбыться, о разбитых надеждах. И очень отчетливо слышна осенняя мелодия старинной грусти.

Борисов-Мусатов в 1898 году возвращается в Россию. Именно в это время художник смог найти основную тему всех своих творений. Эта своеобразная формула живописца – тихая музыка грусти об ушедшем. Все созданные в этот период работы переносят нас в особый мир, наполненный волшебством. Каждая деталь: одежда, дома и пейзаж говорят о том, что мы переносимся в 18 век. Но такая живопись не является исторической.

Художник вполне осознанно не копирует современный ему мир, но и прошлое он тоже не воссоздает.

Каждая созданная им композиция придумана им самим. Здесь важно не то, насколько верно переданы детали исторического характера. Намного более значимо особе настроение, лирические мотивы и особая музыкальность.

«Осенний мотив» – одна из первых картин этого периода. В ней еще можно ощутить повествовательность, которая несколько заглушает звучащую музыку. Позднее из творений Борисова-Мусатова сюжет уйдет совсем. Главное – особая гармония, которая станет концептом творчества живописца в это время.

Художник смог наметить совершенно новые пути развития живописи. Он стал настоящим духовным отцом художников, которые продолжали развивать его идеи. Просто удивительно, насколько сильно его поэтическое дарование.

В этой картине родился абсолютно новый мир, наполненный невероятным романтизмом. Здесь живут очень красивые люди, которые находятся в полной гармонии с миром природы. Если и можно угадать какие-то черты реального мира, то они значимы только отчасти. Главное – мечта, которой все подчиненною. Именно в этом шедевре живописца был определен особый тип героини.

Борисов-Мусатов, как и Гоген стремился стать поистине естественным человеком, который полностью уходит в нее, ощущая истинное единение и подлинную гармонию.

По возвращении в Россию из Франции в 1898 году Борисов-Мусатов находит главную тему своего творчества, которую образно можно обозначить собственной формулой художника – “мелодия грусти старинной”. Начиная с 1899 года, одна за одной появляются работы, переносящие зрителя в волшебный мир.

Одежды, барские дома, пейзажные детали – все недвусмысленно указывает “время действия”: это XVIII век. Но это ни в коем случае не историческая живопись. Борисов-Мусатов сознательно уходит от копирования действительности, это – абсолютно сочиненные лирические композиции, и главное в них – не верность историческим деталям, а настроение, музыка, мотивы.

Одной из первых таких картин стал “Осенний мотив” , чуть позже была создана “Гармония”, 1900 ; название последней работы концептуально для Борисова-Мусатова. Эти первые “грезы о прошлом” еще не лишены повествователъности, сильно заглушающей их музыку; в дальнейшем “сюжет” исчезнет из мусатовских работ этого ряда.

Недовольный “Гармонией” автор сокрушался: “Я старался выразить мою идею гармонии, а кругом меня одни диссонансы, от которых некуда деться”. В конце концов, он научился не слышать этих диссонансов.