Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Без слов - Анализ картин
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Без слов

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова Без слов

Мотив без слов — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Бумага на картоне, пастель, акварель. 46 x 58,6 см.

Поэтичный, прекрасный мир создал в своих картинах Борисов-Мусатов. Его мир овеян мечтами о несбывшихся надеждах, грезами о прекрасной даме, наполнен романтическими образами прошлых лет, сожалениями об ушедшей эпохе. Посещая старинные усадьбы, гуляя по пустынным паркам, художник представлял себе людей, идеально вписывающихся в эти интерьеры. Все это находило отражение в его работах, одна из которых перед нами.

Большая светлая комната в дворянском доме, наполненная светом и воздухом. Блики солнечного света играют на керамических плитках печи. В центре изображения, около стены, обклеенной бледно-бежевыми обоями с редкими синими листьями, стоит удобный диван, над которым висят три картины.

Перед ним маленький деревянный столик на изогнутых ножках, к которому придвинуты два кресла. В одном из них сидит молодой человек в парике и атласном белом камзоле, украшенным золотым шитьем. Склонив голову, он увлеченно рисует портрет девушки, сидящей напротив.

Тоненькая, изящная, в легком бледно-кремовом платье с пышной юбкой и широкими рукавами, она напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку. Ее темно-каштановые волосы убраны в гладкую прическу, открывая так узнаваемое лицо «мусатовских девушек». Нежный овал, бледно-кремовая кожа, нежный коралловый румянец, грустные глаза опущены вниз, на губах нет даже намека на улыбку. Руки спокойно лежат на коленях, она позирует, задумавшись о чем-то своем. Тишина, которую нарушает только шорох карандаша по бумаге.

Фигуры от зрителя отделяет широкая полоса блестящего пола, в котором видны неясные отражения сидящих людей.

Любимая художником аскетичная гамма неярких цветов: бледно-голубые, дымчато-серые, перламутрово-белые, сливочно-кремовые оттенки костюмов гармонируют с шоколадными и кофейными цветами мебели. Чуть размытые контуры окутывают юношу и девушку светящейся мягкой дымкой, наполняя ощущением нереальности происходящего, словно вернулись тени прошлого.

Картина завораживает своей изысканностью и поэтичностью, заставляет немного грустить о прошлом, вызывает ностальгические чувства.

“Грустно-лирическое настроение сцены неудачного объяснения в любви в Мотиве без слов Борисов-Мусатов хочет выразить не столько психологическими, сколько живописно-пластическими средствами – нюансами цвета, переливающегося нежными оттенками в луче заходящего солнца, проникшего в комнату, постепенным развитием одного пластического мотива – мягкого овала…

Создавая изображение на основе музыкальных принципов, Борисов-Мусатов добивается таким образом обобщения, эмоционального единства, стремится преодолеть повествовательность живописи”. Здесь все неверно. “Сцена неудачного объяснения в любви”? Молодой человек – это сам художник, рисующий сидящую против него девушку.

В его правой кисти толстый карандаш. Он весь устремлен к девушке: колени вперед, верхняя часть туловища тоже подалась вперед, глаза устремлены на лист бумаги на столе. Девушка: колени направлены на художника, как и белая туфелька, выглядывающая из-под платья. Руки с белым цветком лежат покойно на коленях и вытянуты налево, на художника.

Лицо повернуто к нам, щекой к юноше, и она как бы подставляет ее. Тело тоже заметно подалось влево.

Высокое кресло художника, диван, округлое кресло девушки образуют замкнутый овал. Правая ножка стола повторяет профиль ноги девушки, левая ножка стола повторяет изгиб ноги юноши. Крышка стола объединяет ножки в единое целое. Синие птички на стене летят от девушки к юноше – это ее мысли. Светлые пятна на мебели многократно повторяют основной мотив: он и она.

Все расположены у стены большой округлой пустынной залы: молодые единственные ее персонажи и светлая зала существует для них. На стенах три темные картины, а на диване за девушкой – светлая. Картина любви, единства, взаимного тяготения и некоторой отстраненности девушки.

Виктор Борисов-Мусатов пришел в искусство на рубеже веков, в период сложный и наполненный творческими открытиями и индивидуальностями. И наряду с ярким и талантливым окружением, будущий художник и один из самых весомых мастеров символизма в русском изобразительном искусстве создает свой неповторимый оригинальный стиль.

В произведениях Виктора Эльпидифоровича изумительно тонко сочеталась природная эфемерность с чувствительностью души поэта, рождающей мягкие нежные образы-миражи и ностальгические грезы. Ведущими мотивами картин становится ощущение тайны и волнующего ожидания. Отражением этого «мира» предстают интерьеры старинных усадьб, парки и сады и, преимущественно, женские образы. Художник любил и превозносил женщин, воссоздавая их чудными идеалистическими видениями.

Грезы и мечты, в которых жил и творил Борисов-Мусатов, проявляются в серии лирических картин. Одна из них – «Мотив без слов», созданная в 1900 году, наиболее близка настроениям Серебряного века. Картина – как иллюстрация к грустным строкам об ушедшей печальной любви. Воздушность и мягкость красок идеально воссоздают атмосферу грусти и задумчивости. Трудно предположить, что представлено глазам зрителей – момент ссоры или интимный неловкий момент свидания.

Девушка отворачивается от своего кавалера, словно отрешаясь и отбрасывая его надежды на взаимность. Лицо спутника неразличимо, главное заключено в его позе – склоненный над бумагой корпус застыл в напряжении, руки закрывают письмо – возможно, последний шанс на объяснение с возлюбленной. Этот нюанс отражает смиренность с потерей. Ведь девушка близко, на расстоянии руки, но мужчина не смеет заговорить, тем самым невольно отрешаясь от неё.

Все произведение выполнено в нежных матовых тонах, без каких-либо ярких акцентов и теней. Изображение блеклое, как и воспоминания героев о минувших днях взаимных чувств. Пара застыла в изысканных образах, погруженных в туманные видения своих былых надежд.