Описание картины Василия Бакшеева Голубая весна - Анализ картин
Описание картины Василия Бакшеева Голубая весна

Описание картины Василия Бакшеева Голубая весна

Картину “Голубая весна” написал русский художник Василий Бакшеев в 1930 году.

Ощущение полного погружения

Многие художники, видя достоинства и очарование окружающих пейзажей, не могли устоять от изображения их на полотне. Одним из таких был и Василий Бакшеев – прекрасный пейзажист, горячо любящий природу.

Сюжет “Голубой весны” составляют стройные и “волнистые” стволы березок; лесная поляна, где, казалось бы, совсем недавно растаял снег, на деревьях виднеются набухшие почки. А в воздухе уже ощущается тепло, и лес полон солнечных лучиков.

Больше половины полотна занимает небо. Его еще не в состоянии прикрыть голые ветки берез. Не лазурное, не синее, а именно кристально-голубое небо породило название этого произведения. Благодаря этому цвету ощущается прозрачность и невероятная свежесть весеннего воздуха. Свое палитре и необычной текстуре полотно в том числе обязано деревянной основе.

От картины веет ароматом прошлогодней листвы и одновременно – началом новой жизни. Философия этой красоты проста – спокойная атмосфера в погожий весенний денек. Несколько лишних секунд созерцания мигом переносят туда, на березовую опушку, где слышится пение птиц и играют меж ветками лучики солнца.

В этом полотне Бакшеев не использовал темных красок; палитра по-настоящему отражает приход весны. Бело-серые стволы березок, бледно-зеленая трава и чистое голубое небо четко передают запах и ощущение свежести и чистоты, а вместе с ними – легкость, покой и свободу. Нет также резких переходов, только плавные переливы цвета, гармонично сливающиеся друг с другом.

На переднем фоне – редкая березовая роща, которая, уходя вглубь соединяется в одно желто-зеленое пятно. За березками виднеются ели. Композиция стандартная, ведущая вдаль тропинка хорошо показывает перспективу.

“Голубая весна” – из тех картин, которые лучше хоть единожды увидеть: все ощущения от нее передать словами невозможно.

Писать пейзажи невероятно сложно, ведь у художника не получится передать сложный философский смысл, не удастся рассмешить зрителя лицами и сюжетом.

В пейзаже у художника есть только натуральная красота природы, её и нужно уметь пользоваться. Василию Николаевичу Бакшееву удалось передать личные эмоции через природу в своей картине «Голубая весна».

Первая мысль, которая может возникнуть в голове – это «почему весна голубая». Но как только картина представится перед глазами, сразу становится понятно. Всё внимание занимает чистое лазурное небо.

На картине Бакшеева небо занимает чуть больше половины картины. Его прикрывают редкие ветки берёз, но оно всё-таки главное на этой картине. Художнику удалось подобрать правильный цвет для этого неба. Оно не светло-голубое, не синее, оно кристальное, чистое и по-настоящему голубое. Поэтому и картина получила своё название «Голубая весна»

Василию Бакшееву удалось изобразить раннюю весну. Деревья ещё стоят без листочков. Только-только начинают процветать цветы. Хоть солнца и не видно на картине, но оно ощущается во всём. Деревья стоят во всём свете, небо переливается.

Художник показал нам не густой лес, а берёзовую рощу. Где стоят тоненькие берёзки, будто только проснувшиеся ото сна. Если мысленно отправиться в эту рощу, то можно услышать свист соловья, почувствовать свежесть ветерка и аромат весны.

Пейзажам трудно пробиться и запомниться зрителям. Ведь иногда кажется, что в них нет ничего особенного, такие картины мы можем наблюдать каждый день, не нужно ходить по музеям, чтобы посмотреть на очередной написанный пейзаж какого-нибудь художника. Но «Голубая весна» врезается в память, зритель уж точно запомнит это голубое небо и это настроение, которое передал нам Василий Николаевич Бакшеев.

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: “Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо!

Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте.

Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни”.

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием.

Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева “Голубая весна” . Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе.

Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения.

Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком. Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности.

Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы.

С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд. В картине “Голубая весна” Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухов.

Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее.

Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности.

Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.