Описание картины Уильяма Блейка Великий Архитектор - Мировые шедевры
Описание картины Уильяма Блейка Великий Архитектор

Описание картины Уильяма Блейка Великий Архитектор

Эта картина принадлежит к жанру сюрреализма и была написана художником в 1794 году.

Картина “Великий Архитектор” выражает яркую гамму религиозных чувств Блейка – этот живописец являлся одним из сторонников теории креационизма.

Загадочная картина принадлежащая английскому поэту-мистику, как и все его создания, сначала была забыта, а сейчас она вызывает много догадок, ее анализируют и интерпретируют. Хранится эта картина в Британском музее.

В этом произведении искусства прежде всего поражает необычный образ, который художник использует для интерпретации своего замысла. А называется эта картина «The Ancient of Days», что в буквальном переводе с английского означает «Ветхий днями». Этими словами обозначали имя Бога в разных мировых религиях.

Главным персонажем этой картины является Бог, а изображен он в момент творения, он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения.

Религия и вера, законы и порядок, которые они устанавливают всегда присутствовали в творчестве этого поэта, они являлись предметом для его размышлений.

И в этой картине Блейк коснулся религии. Больше всего черт в этой картине от ветхозаветного Яхве. Ветхий днями означает бессмертный. Чаще всего это имя в мире христиан ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали и Бога-сына.

Ветхий днями Блейка не является традиционным для ортодоксальных христиан. Художник изобразил его на фоне Солнца, заставляя вспомнить о языческих богах-демиургах, он сосредоточен, а его черты лица показывают гнев.

Кроме Ветхозаветного Яхве, этот образ также ассоциируется с демиургом гностиков. Но понять это становится труднее из-за высказываний самого Блейка: «Все религии одинаковы». Видимо, он хотел сказать, что все они являются проявлением лучших качеств человека. Может быть потому, и Ветхий днями изображенный на его картине творит левой рукой неспроста.

Но наиболее вероятным является то, что на этой картине Блейк изобразил Уризена, которого изобрел сам Блейк, это был плод его собственного мифологического воображения. Уризена он часто описывал или изображал в образе старца с белыми волосами, иногда у него были инструменты архитектора: Уризен является творцом мира. Об этом говорит и перевод названия картины на русский язык: ее в нашей стране больше знают под именем «Великий архитектор».

Честно признаюсь, что увидев впервые картину Уильяма Блейка «Великий архитектор», я была и поражена, и восхищена одновременно. Яркость красок и столь необычная подача образа (который узнает любой человек) здесь действительно производят ошеломляющее впечатление. Каких только отзывов не получала эта гравюра! Её называли и шедевром, и богохульством, однако Блейку удалось главное – он не оставил равнодушным никого из тех, кому хотя бы раз доводилось видеть «Великого архитектора».

И хотя основой сюжета произведения мастера является религиозная тематика, Блейк сумел виртуозно продемонстрировать ветхозаветную историю – так, как не делал никто. По правде говоря, богохульства я здесь не усмотрела, но, наверное, особенно чувствительные натуры будут неприятно поражены воплощением главного персонажа. Итак, кто же изображён на картине «Великий архитектор»? И каковы в этом творении главные «изюминки» Блейка?

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ АВТОР

Уильям Блейк был знаменитым английским поэтом, художником и гравером. Он не приобрёл признания при жизни, однако стал популярен уже после смерти. Этот тот самый случай, когда творческий человек поражает нас романтизмом своего мастерства, находящегося где-то между созиданием и разрушением.

Известно, что у него случались галлюцинации и странные видения, некоторые из которых он переносил на свои полотна и гравюры. Как истинный творец, Блейк искал новые техники. Он изобрёл рельефный оттиск, который использовал для своих книг и картин. Самой известной серией работ в таком стиле стали многочисленные иллюстрации к Библии.

СОЗДАНИЕ «ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА»

В 1794 году у Уильяма Блейка родился замысел изобразить того, кто и является тем самым «Великим архитектором», а именно – Бога. Первоначальным названием гравюры стало «Ветхий днями» («The Ancient of Days»). Это не просто красивое определение, а одно из имён Бога, которое можно встретить в книге пророка Даниила. Именно там указывается настолько подробное описание Творца, что просто поражает воображение:

“Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь”.

Уильям Блейк «Великий архитектор», 1794 год. Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания.

Вторым названием картины стало «Великий архитектор». Здесь, наверное, объяснять не стоит – Бог действительно является создателем Вселенной. Вот только у Блейка мы видим крайне необычное его воплощение. Более того, сам художник называет его Уризен. Это имя – производное от английского слова, означающего «разум». Выходит, что в интерпретации Блейка создателем является как сам Господь, так и некий высший разум, воплощением которого Бог является.

ОТРАЖЕНИЕ ВЕРОВАНИЙ

Картина «Великий архитектор» – это не просто одно из произведений мастера, а сложное и невероятно гармоничное выражение всех его религиозных чувств. Поразительно, что при жизни автора на эту гравюру практически не обращали внимание. Заинтересовались «Великим архитектором» позднее. При этом современные искусствоведы заявляют, что часто замечают в этом творении Блейка новые детали и символы, которых прежде учёные не видели. Вот уж поистине – особенное произведение!

Чем же интересна картина Блейка? Как мне кажется, первое, что поражает в ней – образ Бога. Это не величественный создатель, а настоящий мастер во время своего серьёзного дела. Нам приходилось видеть его на картинах других живописцев и расслабленным, и суровым, но Бог в интерпретации Блейка – сосредоточен и погружён в себя.

«Великий архитектор» – это изображение Бога в момент наиболее напряжённой и кропотливой работы, требующей абсолютной точности. Поскольку в его руках – измерительный инструмент, можно понять, что именно сейчас Творец занимается тем, о чём сказано в Ветхом завете – созданием мира.

Более того, здесь нет и речи о неограниченной свободе. Напротив, Блейк показывает нам, что Бог стремится чётко определить рамки и границы. Именно он устанавливает порядок и принципы, по которым будет существовать Вселенная. Здесь нет речи о полной свободе или, тем более, вседозволенности.

Измерительный инструмент в руках Творца говорит о его скрупулёзном отношении к работе – созданию мира

СИМВОЛЫ ГРАВЮРЫ

случае с «Великим архитектором» Блейка заметны и иные интересные особенности. Как может показаться, блейковский Бог более всего напоминает ветхозаветного Яхве. С другой стороны, стоит обратить внимание на задний план гравюры. Мы видим, что Бог показан на фоне солнца, яркого и пылающего. Казалось бы, что здесь общего? Однако именно здесь Блейк отсылает нас к древнейшим языческим временам, когда верховные божества выступали демиургами.

«Все религии одинаковы», – заявлял живописец.
Он явно подразумевал некие общие черты, которые действительно можно проследить во многих религиях мира. Практически в каждой из них есть высший разум, творец, тот самый «Великий архитектор», который некогда сотворил мир. И пусть именуют его по-разному, образ верховного бога не слишком изменился со временем, а в верованиях различных народов не слишком выделяется какими-либо уникальными чертами.

Бог показан на фоне солнца, яркого и пылающего

«Великий архитектор» – гравюра Уильяма Блейка, которая не оставляет равнодушным ни одного зрителя. И хотя по достоинству она была оценена уже после смерти автора, даже в наши дни продолжаются споры относительно символов, изображённых живописцем, и их трактовки. Подача Блейка и его воплощение Бога до сих пор удивляют нас, а потому «Великий архитектор» не теряет своей популярности, о которой, вероятно, сам автор не мог и мечтать.