Достаточно часто живописец Нестеров обращался к религиозной тематике. Вот и тут он не изменил себе, а просто свои чувства спрятал под этим полотном.
Что это за свои чувства, спрашивается? Всё объяснимо: просто однажды художник влюбился, с первого взгляда, как удар молнии, как ураган страстей. И это было взаимно. И когда уж всё шло к свадьбе, ему вдруг было отказано.
Мало того, отказано было не при личной встрече, а банальным письмом. Это был удар и под впечатлением от этого Нестеров и создал это полотно. Хотя при чём тут отвергнутая любовь и образ монашек… Но он именно так и спрятал свои чувства. Он спрятал свою любовь под уход в монастырь.
На полотне Михаила Нестерова Великий постриг процессия монашек на совершение пострига. Те на ком одет белый платок ещё не монашки, но они уже у самой цели. Одна из белоплаточковых идёт уверенно впереди и уже вся погружена в молитву, в свою жертвенность. За ней следом идёт другая девушка, но кажется что она ещё пока вся в миру, вся в страстях и в глазах ещё нет покорности судьбе.
Художник показывает грустную процессию обитателей маленького скита, затерянного среди густых лесов, провожающих в монастырь юную девушку. Последний свой путь перед отречением от мирской жизни она проходит вместе с торжественной процессией по песчаной дорожке ранним утром. «Тема печальная, но возрождающаяся природа, русский север, тихий и деликатный … делает картину трогательной, по крайней мере для тех, у кого живет чувство нежное», – писал художник.
За это полотно в 1898 году Михаилу Нестерову было присвоено звание академика.
А рядом женщина, которая уже давно покорилась судьбе и приняла постриг, а сбоку рядышком – девчушка, которой и мир пока не понятен, да и тут не всё ею принято и осмысленно. А за ними идут монашки разных возрастов, которые ведут под руки красивую статную женщину – это игуменья.
Мастерски изложен сюжет, мастерски представлен некий конфликт человека с природой. Вот посмотрите-ка, как здорово противопоставляется весенняя природа и настрою людей. Но при этом это всё же реквием, художественный реквием по неудавшийся любви художника.
Нестеров счёл нужным именно так излить свои страдания и за это мы ему благодарны. Потому что получили истинный шедевр русской живописной школы, равной которой нет в мире. А по силе восприятия и вовсе бесценна, потому как только русский человек может понять русского человека: его отчаяние, его горе, его любовь.