Цветная гравюра «Навуходоносор» выполнена английским художником, гравером и поэтом Уильямом Блейком в 1795 г. Использованы ручная раскраска, чернила, акварель. Работа наполнена символизмом.
Сюжет взят из Книги пророка Данила. Вавилонский царь Навуходоносор построил Вавилон во славу своего могущества и величия. За тщеславие был отлучен от людей, ел траву, умывался росой. Волосы выросли, как у льва, а ногти – как у птицы.
На картине изображен именно тот момент, когда человек, по сути, уже потерял человеческий облик и начал превращаться в зверя. Неслучайно выбрана поза героя гравюры – он стоит на четвереньках.
Просто великолепна работа света и тени. Нижняя часть тела, ноги – темные, мрачные, являются воплощением звериного начала. Линии мышц, темные провалы на торсе и бедрах дополняют это впечатление. В какой-то момент воображение зрителя превращает их в шерсть. Подсвеченные на ногах огромные острые жуткие ногти подчеркивают хищность и не человеческую сущность. Освещены только голова, верхняя часть тела и ногти на ногах. Возможно, светлая голова и руки символизируют человеческое начало.
Однако мысль об этом исчезает так же быстро, как и появляется – очевидно, что лицо героя теряет свой прежний облик. Безумные, полные ужаса глаза, полуоткрытый рот, огромная грива перечеркивают ожидание разумности, достоинства и уважения. В фигуре не осталось и следа от тщеславия и гордости бывшего царя.
Стоит обратить внимание на проработку груди. Контуры мышц напоминают кольчугу, крепко стискивающую грудь, лишающую свободы дыхания и заковывающую в тиски сердце.
Для работы не случайно выбрана гравюра. Она позволяет добиться объемности изображения, резкости и ясности линий. Композиция призывает зрителя исследовать каждый уголок картины, но взгляд постоянно возвращается к глазам, как бы соотнося с безумным взглядом, как с центром сюжета, все, что изображено на гравюре.
«Навуходоносор» – монотипия с добавлением чернил и акварели, иллюстрирующая главу 4 Книги пророка Даниила. В ней идёт речь о ветхозаветном Вавилонском царе Навуходоносоре II, который увидел странный сон и призвал своего советника Даниила разъяснить его. Мудрец заявил, что правитель будет покаран, и наказание закончится через семь лет, когда царь восславит Всевышнего. Так и случилось: возгордившись, Навуходоносор «…отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Даниил 4:30). Лишь когда спустя семь лет он поднял глаза к небу и восхвалил бога, к нему вернулся человеческий облик.
Биограф художника Александр Гилкрист пишет, что зритель видит на гравюре «безумного царя, ползущего, словно загнанный зверь, в логове среди скал. Его спутанная золотистая борода метёт землю, его ногти подобны когтям стервятников, а дикие глаза полны угрюмого ужаса. Мощное тело теряет человеческий облик и становится звериным, покрытым грубыми волосами и жабьими пятнами на коже неестественных оттенков зелёного, синего и красновато-коричневого».
Блейк всячески подчёркивает переход человека в животное состояние. Мускулистое тело героя явно указывает, что это не зверь, а прежде великий человек. Но торс покрыт волосами, больше напоминающими оголённые мышцы, а ногти на руках и ногах превращаются в когти. Больше всего внимание зрителя привлекают человеческие глаза Навуходоносора: он смотрит вниз, а лицо его искажено шоком и отвращением. Возможно, художник передал тот момент, когда царь осознал степень своего падения и «благословил Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное…» (Даниил, 4:31).
Очевидно, осознание своей человеческой сущности и того, что она находится во власти бога, – и есть главная тема этой работы. Единственное настоящее различие между самым могущественным в мире царём и животным – самосознание. В Библии такое различие – это божья воля, но, принимая во внимание отношение Блейка к религии, можно предположить расширенное толкование. Такое прочтение подтекста этой истории приводит к рассуждениям о тонкости разницы между людьми и другими животными.
«Навуходоносор» был одной из так называемых «Больших цветных гравюр» – эта серия, начатая в 1795 году, состоит из двенадцати цветных монотипий. Они были нарисованы на медных досках, а затем отпечатаны в прессе на листах смоченной бумаги. После этого Блейк и его жена Кэтрин нанесли поверх изображений чернила и акварель. Эта гравюра выполнена в четырёх копиях. Одна сейчас находится в галерее Тейт в Лондоне, вторая – в Музее изящных искусств Бостона, третья – в Институте искусств Миннеаполиса, а четвёртая считается пропавшей без вести с 1887 года.
Оттиски, как правило, не содержат сопроводительного текста, но, судя по всему, Блейк задумал их как противопоставление пар. В таком случае противоположностью «Навуходоносору» можно считать «Ньютона». Но что сравнивает автор? О чём может сказать выбор героев, их позы, цвета и контраст света и тени?
В эпоху Просвещения в XVIII веке рациональные научные объяснения Ньютона стали практически божественными откровениями для мира – но не для Блейка. Он видел в учёном символ подавления воображения и творческого, художественного духа разумом, а также воплощение идеи о том, что всё можно измерить и постичь. Напротив, в Навуходоносоре, которого бог превратил в животное за неверие и гордыню, Блейк представил человека, ставшего рабом чувств. Чистая чувственность, как и чистый разум, художник воспринимал как антитезу Воображению.
Работа хранится в Галерее Тейт, Лондон.