Портрет молодой женщины — Сандро Боттичелли. 1480-1485. Тополь, темпера и масло. 82 x 54 см.
Свидетели того времени вспоминают, что Симонетта Веспуччи (а на представленном портрете изображена именно она) была едва ли не самой красивой женщиной своего времени. Ею восхищались и дамы, и, разумеется, мужчины, и небогатые художники вроде Боттичелли, и щедрые правители, такие как братья Лоренцо и Джулиано Медичи. «Несравненная», «Бесподобная», «Прекрасная Симонетта» — эти хвалебные эпитеты, адресованные героини портрета, дошли до наших времён.
Сандро Боттичелли не был близко знаком с главной музой его творчества, а именно её мы видим на полотнах «Рождение Венеры», «Весна», «Мадонна с младенцем», но это не мешало живописцу восхищаться её красотой. Она никогда не позировала мастеру – он воссоздавал её образ всегда по памяти, и многие работы написаны были уже после смерти роковой красотки Ренессанса (Симонетта ушла из жизни в 23 года от чахотки). Примерно через 5-9 лет после трагического события, в период с 1480 по 1485 года был создан и этот замечательный портрет.
Перед зрителем предстаёт красивый профиль юной девушки. Изящный силуэт, написанный с аккуратностью и вниманием к каждой детали, отсылка к традиционным портретам Филиппо Липпи. Однако Боттичелли удалось психологизировать свой образ даже в рамках довольно строгой традиции. Создав из своей модели некий идеальный образ, живописец всё же зашифровал отсылки к личности портретируемой. Нужно лишь уметь их рассмотреть.
Взгляд у героини внимательный и серьёзный. Историки до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли девушка любовницей Джулиано Медичи или позволяла себе лишь гордо нести звание «дама сердца», согласно традициям «куртуазной любви» того времени. Хотя намёк на Медичи здесь присутствует – это ожерелье с медальоном на шее мадам Веспуччи. Доказано, что камея в медальоне принадлежала к коллекции драгоценных камней Медичи. Непокорные кудри также могут быть намёком на страстность натуры Симонетты.
Справедливости ради, нужно отметить, что личность героини картины Боттичелли – это догадки искусствоведов уже более позднего периода, ведь сам мастер нигде не обмолвился о том, как звали его муз-вдохновительниц. По поводу этой работы существует ещё одно неожиданное мнение, что картина вовсе не принадлежит Сандро-«Бочонку», а выполнена его современником Якопо Дель Селлайо или другим каким-то художником из мастерской Боттичелли.
Так или иначе, нам хочется верить, что на этом полотне изображена неподражаемая Симонетта и воспел её никто иной, как великий итальянец Боттичелли. Пусть будет так…
На картине художника Сандро Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи. Современники считали ее самой красивой молодой женщиной того времени. Этой несравненной красавицей восхищался не только небогатый талантливый Сандро.
Считают, что она была возлюбленной Джулианно Медичи — одного из флорентийских правителей. Девушка была очень красива и за это многие современники звали ее несравненной, бесподобной и прекрасной Симонеттой.
Эта красавица стала главной музой творчества художника. Именно ее он изобразил на своих главных полотнах — «Рождение Венеры», «Весна», «Мадонна с младенцем». Художник не был близко знаком со своей музой, но это не помешало ему восхищаться ее прекрасными формами и запечатлеть недоступную красавицу на многих своих картинах.
Симонетта не позировала художнику ни для одного его произведения, художник воспроизводил ее черты по памяти. Некоторые из этих работ, включая «Портрет молодой женщины», были написаны уже после смерти Симонетты Веспуччи.
Красавица умерла в ранней молодости около 23 лет от чахотки. Художник запечатлел ее черты на портрете спустя несколько лет после ее смерти в период между 1480 и 1485 годами.
Красавица на портрете запечатлена в профиль, художник хотел подчеркнуть ее изящный силуэт. Девушка на портрете выглядит серьезной и задумчивой. Хотя историки не вполне уверены в ее связи с Медичи, на портрете присутствует отсылка к их отношениям — это драгоценный медальон на шее Симонетты.
Историки утверждают, что камея в медальоне является частью коллекции драгоценных камней Медичи.
Сандро крайне редко изображал на своих портретах женщин, но эта красавица стала исключением, что позволяет предполагать некие чувства художника к прелестной Симонетте.
Она считалась музой Джулианно Медичи, но художник, изображая ее на множестве своих полотен, словно греет руки у чужого костра, купается в лучах ее ослепительной красоты, любуясь на свои произведения.
О неразделенных чувствах художника к Симонетте говорит и тот факт, что он завещал похоронить себя поблизости от нее в церкви Оньиссанти. И художника действительно похоронили рядом с красавицей через 34 года после ее смерти.
В годы своей жизни Сандро Боттичелли был известным художником, к которому часто обращались с заказами портретов. Одной из желающих заказать себе портрет оказалась Симонетта, одна из самых красивых женщин эпохи Ренессанса. «Портрет молодой женщины» 1476-1480 годов считается одним из удачных портретов художника.
Красота Симонетты поражала многих художников и князей, еще при жизни её прозвали «Несравненной». Ходили мнения, что именно Симонетта стала моделью для полотна «Рождение Венеры». Симонетта умерла в молодом возрасте, но для многих людей она еще несколько веков после своей смерти служила символом вечной юности.
В «Портрете молодой женщины» художник следует традиционной манере Филиппо Липпи – возвращается к изображению строгого профиля с изящным силуэтом.
«Портрет молодой женщины» позволяет рассмотреть красоту девушки, которую художник подчеркнул многочисленными лентами и жемчугом в косе. Лицо Симонетты выражает спокойствие, в некоторых моментах можно уловить нотки грусти. Она смотрит вдаль задумчивыми глазами, что не позволяет зрителю разгадать или предположить, о чем думает модель. Её узкие губы отражают внутреннюю сдержанность.
На портрете изображена темная комната с окном, в котором можно рассмотреть только небо. Оно здесь является символом незамужнего положения девушки.
Семейство Веспуччи, из которого родом девушка, славилось в те времена своим богатством. Но кроме этого, Веспуччи были известны каждому благодаря изяществу и уму членов семейства, что можно отметить и на портрете Боттичелли.