Анализ картины Ореста Кипренского Молодой садовник - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Молодой садовник

Анализ картины Ореста Кипренского Молодой садовник

Портрет был написан в Риме и послан в Петербург на имя императрицы Елизаветы Алексеевны в качестве отчета. Тогда же с большим успехом экспонировался в Эрмитаже. «Молодой садовник» свидетельствует об изменении манеры художника, несомненно, под влиянием работ старых мастеров. Сам Кипренский называл в числе первых своих вдохновителей Рафаэля. В картине, однако, присутствует романтическое настроение, граничащее с сентиментальностью, план потаенных личностных переживаний, характерный для работ европейских романтиков.

Его манеру написания картин сравнивали с Рубенсом, некоторые работы принимали за полотна, написанные известным фламандцем. Близкие к нему почитатели таланта называли художника современным Антонисом ван Дейком.

Особенно Кипренский прославился своими портретами. Самому художнику написание портретов приносило удовлетворение и успокоение. Его притягивала человеческая натура, возможность изображать свойства характера и тайных мыслей на холсте. Художник вдохновлялся возможностью проникнуть в мысли и переживания, раскрыть тайны чужой жизни.

Через некоторое время портретный жанр становится центральным направлением деятельности художника. Он все глубже погружается в тонкости портретных композиций, выделяя в своих работах личностные черты характера и опуская социальную принадлежность моделей.

«Молодой садовник»- одно из лучших произведений Кипренского, написанное художником в 1817 году. Кипренский написал эту картину, находясь в Италии — стране вечной молодости, поэзии, природной гармонии. Художник попытался воссоздать в своем произведении знаменитый итальянский стиль, при этом ему удалось привнести в картину свое собственное видение этого стиля и избежать подражания.

На картине мы видим молодого подростка-садовника, почти ребенка. Милый мальчик, облокотившись на локоток, мечтательно взирает на мир вокруг. Его взгляд устремлен куда-то вдаль, голова склонилась на зеленый пригорок альпийской горки. Рядом журчит небольшой ручеек, пробивающийся сквозь камни, вокруг царит спокойствие и безмятежность.

Орест Адамович Кипренский – дебютант романтических изысканий русской живописи и великий портретист. Постоянно находящийся в творческом поиске, он мечтал писать масштабные произведения по мотивам исторических и мифических историй. Его технику и стиль сравнивали с Рубенсом, иногда даже принимая работы самого Кипренского за произведения фламандского художника.

Современники называли его русским Ван Дейком. Наибольший успех ему принесли портреты. Работы в этом жанре рисунка действительно были удивительны и неповторимо прекрасны, принося удовлетворение и успокоение «мятежной душе» и самого художника.

Его всегда притягивала тема написания человека. Вдохновляла попытка проникнуть и раскрыть тайну чужой жизни. В определённый момент портрет становится центральным направлением в творчестве О. Кипренского. Он первый начинает разрабатывать портретную композицию, в которой социальная принадлежность модели утрачивает исходное значение. Художник выдвигает на первое место интерес к личности человека, ценности его самого по себе.

Один из знаменитых портретов О. Кипренского – «Молодой садовник» или «Итальянский садовник», написанный им в 1817 году. Создание картины совпало с пребыванием художника в Италии. В то время это была страна вечной красоты, поэзии и гармонии с природой. Всё эти характеристики нашли отражение в таком направлении итальянской живописи, как «итальянизирующий жанр». Орест Адамович, изучая творчество итальянских художников, прекрасно отразил в данной картине первую попытку работы в данном стиле. О. Кипренскому удалось избежать слепого подражания и привнести своё, личное. Он открыл итальянцам Россию и был удостоен чести получить частный заказ от галереи Уффици.

Прелестный милый мальчик, поза которого полна умиротворенной апатичности. В последнем отражен новый для художника сложный композиционный прием, в основе которого круг. Взгляд садовника устремлён в пространство, рассеян и равнодушен. Прижатые рукой цветы и маленький ручеек воды, бьющий из камня, привносят безмятежность и покой. Наблюдаются новые колористические эффекты, гравюрная обрисовка, тончайшая «эмалевая» проработка, придающая коже гладкость и сияние. Образ юного садовника дышит радостью и невинностью.