Картину “Мадонна Магнификат” написал итальянский художник Сандро Боттичелли приблизительно в 1481 году.
Это полотно – тондо – круглая по форме картина или барельеф. Сюжет изображает, как пара милейших ангела в отрочестве коронуют Богоматерь. Другие три ангела держат раскрытую книгу, а Мадонна записывает туда славословие, начиная с фразы “Величит душа моя Господа”.
“Магнификат” – и есть песнопение Марии из Евангелия от Луки, на латинском языке.
На руках Мария держит младенца Иисуса, в левой ее руке – гранат – символ Божественного милосердия. Боттичелли уже изображал ее в таком виде, в своем тондо “Мадонна с гранатом”.
Споры об обстоятельствах возникновения картины идут до сих пор. Кто-то считает, что она – аллегория на семью Пьеро Медичи, но далеко не все искусствоведы согласны с этой версией.
Первое исторически задокументированное упоминание о полотне приходится на 1785 год, когда некий О.Магерини продает “Мадонну Магнификат” галерее Уффици. Кое-кто из историков отождествляет эту картину с тондо из церкви Святого Франческо аль Монте, но и эта гипотеза ничем не подтверждена.
Единственное, в чем они почти единогласны – авторстве Боттичелли. Плавным, текучим линиям, склоненным головам его героев особенно подходила форма тондо. В В “Мадонне Магнификат” скруглено все – даже фоновый пейзаж словно отражен в выпуклом зеркале.
Эта картина – одно из наиболее лиричных произведений Сандро Боттичелли. И эта “музыка” отображается в композиции, палитре, ритме, контурах и выражениях лиц персонажей.
Альтернативные названия – “Мадонна с Младенцем и ангелами”, “Мадонна с Младенцем и пятью ангелами”.
Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна дель Магнификат) — Сандро Боттичелли. 1483. Дерево, темпера. Диаметр 118
«Магнификат» — название католической хвалебной песни Девы Марии, данное этому славословию по первой строке: «Magnificat anima теа Dominum» — «Величит душа Моя Господа», поэтому картина имеет второе наименование, которое переводится как «Величание Мадонны». У Боттичелли (1445-1510) Богоматерь держит в руке перо, приготовившись обмакнуть его в чернила и дальше записывать в книге слова из Евангелия от Луки, на которые и написано песнопение.
Форма тондо — круглой картины — особенно подходила живописи Боттичелли с ее плавными, текучими линиями, изгибами тел, склоненными головами персонажей. В данном случае художник и придает всей композиции круглящиеся очертания, которые образованы позами Мадонны и Младенца, склоненным ангелом слева, встречающимися вверху руками ангелов, держащих корону и возлагающих ее на голову Марии. Кроме того, вся группа помещена на фоне круглого окна, пейзаж за ним тоже странно изгибается, словно отраженный в выпуклом зеркале. Это одно из самых лирических произведений Боттичелли, где музыка воплощена в композиции, ритме, красках, линиях и выражениях лиц.
Художник Сандро Боттичелли – один из наиболее ярких представителей эпохи Ренессанса. Название происходит от начальных слов молитвы Богоматери, написанной в открытой книге, которую она заслоняет рукой.
Младенец Иисус, сидящий у нее на коленях, левой рукой он сжимает гранатовое яблоко, символизирующее вечную жизнь, которую он дарует людям, правой рукой – ведет руку святой матери, и она записывает молитву.
Три мальчика, сидящие подле Мадонны с младенцем, держат перед ними книгу с чернильницей, а двое других – ангелов – возносят корону над Мадонной под лучами сияющего солнца.
Фигурная композиция очень тонко врисована в пространство круга.
Утонченные линии рук, которые окружают младенца, являются неким продолжением жеста руки , который начинает один ангел и через другие фигуры соединяются на венце Марии. Руки образуют целое кольцо, повторяющее контур полотна, в центре этого кольца виднеется далекий тихий ландшафт.
Одеяния Мадонны каноничны – красный плащ и синяя накидка сверху, её лицо по представлениям Боттичелли – является идеалом той красоты, к которой он стремился в своих работах. У нее тонкая, белая кожа, овальное, правильной формы, лицо. Вся ее поза, выражение лица показывают чистоту и непорочность, ее кротость.
Густые золотые кудри, производят впечатление простой земной девушки, но предметы туалета – тонкое легкое покрывало на ее головке, накидка, красиво расшитые одеяния – преображают модель в облик святой Девы.
Все полотно пронизано изяществом и утонченностью, кроткие и чистые лица персонажей, жесты рук и позы фигур – все показывает великолепное мастерство и владение техникой живописи, а также глубокий замысел живописца.