Картина Сандро Боттичелли это аллегорическое полотно, на котором описана история, позаимствованная у одного известного в прошлом живописца Апеллеса. Говорят как то Апеллес по случайному стечению обстоятельств попал в египетский город, в котором правил давний его недруг царь Птоломей.
В этом городе так же жил один его знакомый художник, который завидовал успеху Апеллеса. В один из дней незадачливый художник обратился к Мидасу с обвинениями в адрес Апеллеса. Он обвинил его в заговоре против царя Птоломея. В результате Апеллес попал в тюрьму, но один из заговорщиков открыл правду.
Птоломей выпустил Апеллеса из тюрьмы и даже вручил ему в качестве раба его обвинителя. Под впечатлением этих происшествий Апелес и написал картину «Клевета». До наших дней дошло только подробное описание картины, которую и воспроизвел Боттичелли.
На картине мы видим десять разных персонажей — это аллегорические Правосудие, Подозрительность, Невежество, Коварство, Обман, Зависть , Ложь, Невиновность, Истина и Раскаяние. На переднем плане на троне восседает царь Мидас. Он и исполняет роль земного Правосудия. Он внимательно слушает как в его ослиные уши что-то шепчут Подозрительность и Невежество.
Прямо напротив мы видим человека в темной одежде — Зависть, которая протягивает руку к Мидасу. Зависть ведет под руку красивую девушку. Это и есть Клевета. Она прекрасна и невинна, как непорочная дева. Ее косы украшают лентами Коварство и Обман.
В свою очередь Клевета тащит за волосы обнаженного юношу, который сложил свои руки в молитве. Этот юноша — Невиновность. Он как бы молит о справедливости, но к сожалению этого персонажа на картине нет. Интересно, что две оставшиеся фигуры находятся немного в стороне, их никто не слушает и не обращает на них внимания.
Это еще одна прекрасная обнаженная дева — Истина. Она стоит, как фарфоровая статуя, направив свои персты к небу, а рядом, глядя на Истину стоит сгорбленная фигура в черных одеждах — Раскаяние. Картина была написана художником в 1495 году и сейчас находится в Галерее Уффици во Флоренции.
Клевета — Сандро Боттичелли. 1495. Темпера на дереве, 62×91 см.
На аллегорическом, но не двусмысленном полотне Боттичелли «Клевета», написанном им для друга Антонио Сеньи, находящаяся в самом униженном состоянии Невиновность, в виде юноши без одежд, находится меж двумя Судами – неправедным земным, в образе царя Мидаса, и высшим бесстрастным, в образе совершенной, обнажённой Истины.
На решение земного суда в лице Мидаса влияют сразу шестеро — Невежество и Подозрение шепчут свои наветы в длинные, ослиные уши царя; Зависть, бледная и безобразная, в чёрных разбойничьих одеждах вытягивает острую как нож руку прямо к лицу Правителя, который сам тянется неуверенной рукой к Клевете. А сама Жгучая Клевета, в образе девушки с милым, непорочным лицом, с символическим факелом, притянутая за руку Завистью, другой рукой тащит за волосы юношу – Невиновность. Извечные спутницы Клеветы – Коварство и Обман, всячески украшают Клевету жемчужными лентами и розами.
Невиновный, молитвенно сложив руки, обращается к небу за Справедливостью, которой, увы, нет на картине. Символизирующая позднее Раскаяние старуха в разорванных одеждах со скрещенными в покорности руками, искоса смотрит на указующую на небеса, возвышенную Истину.
Многофигурная композиция этого творения Боттичелли порывиста и почти хаотична, с подчинёнными яркими и властвующими чёрными пятнами, написана на величественном и спокойном фоне царского зала, украшенного как фигурами римских героев, так и Ветхозаветных Праведников. Картина мастера символизирует столкновение двух миров – языческого и Христианского.
Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.
Сюжетом произведения послужила утерянная работа греческого художника Аппелеса. Эту работу нельзя вешать просто на стену. Ею нужно восхищаться, как драгоценностью.
В оригинале Апелеса, который был придворным художником, обвиняют в измене. Якобы он предал египетского царя Птолемея IV. После того, как его в память об ужасных застенках тюрьмы, чтобы, как то восстановить себя от несправедливости, греческий художник написал картину Клевета. А Боттичелли создал ремейк на эту картину.
На картине трон с сидящим царем Мидасом с ослиными ушами, которыми его наделил Аполлон из-за несправедливого оглашения победителя. По сути дела в соревнованиях победил он, царь присудил победу другому. Вот он и обиделся.
По обе стороны от царя стоят образы Подозрительности и Неведения. Они что-то шепчут в уши царя, а он их внимательно слушает, с закрытыми глазами. И в то же время просит, чтобы ему помог уродливый человек в черном одеянии по имени Злоба, который протянул царю свою левую руку.
Злоба тащит к царю Клевету. Царь Мидас слушает любую Клевету, потому что руководит мыслями царя Злоба. Волосы у Клеветы захватили два персонажа и стараются заплести ей косы. Эти два персонажа являются Завистью и Ложью. Внешне красивые, но коварные, они хотят символами красоты: белыми лентами и розами себя таким образом отожествить с чистотой.
Тем временем Клевета вцепилась мертвой хваткой в обманутую, обнаженную для того чтобы ее поняли, и молящую о пощаде Жертву в образе юноши. Но все тщетно. Слева художник изобразил обнаженную фигуру по имени Истина, распознавание которой дано лишь Раскаянию, старухе – плакальщице.
В действительности эта картина, так и осталась загадкой для многих поколений. Никто не знает истинную причину написания этой картины мастером.