Описание картины Джузеппе Арчимбольдо Флора - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Описание картины Джузеппе Арчимбольдо Флора

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо Флора

Человеческий портрет, состоящий из цветов – так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием «Флора». Из бутонов и лепестков складываются черты лица и воротник, а сама одежда – из ниспадающих листьев.

На голове – яркий венок, в центре которого красная лилия. Из воротника, в нижней его части, выглядывает, словно фонарик, жёлтая лилия. При этом портрет получился, как живой. У глаз есть своё выражение. Кажется, что флора с портрета наблюдает за нами. Такого достичь может только истинный мастер живописи.

Свежесть и оригинальность идей Арчимбольдо нравилась королю Рудольфу, которому в дар и предназначалась эта картина, ставшая одной из поздних работ художника. Ранее он экспериментировал с подобной темой, создавая портреты из даров природы и различных предметов. Так появился его знаменитый цикл «Времена года». Правда, там в основном эксплуатируется тема мужского портрета. Вообще, в жанре портретного натюрморта у Арчимбольдо мужчины встречаются куда чаще.

Здесь же мы видим женщину, которая улыбается. Не потому ли лепестки цветов так нежны и так плотно прилегают друг к другу? Ведь автору картины надо было показать именно женское тело. Поэтому на нём не должно быть резких грубых переходов. Оно должно быть лишено какой бы то ни было брутальности. Это должна быть настоящая богиня цветов. Но, увы, она выглядит пожилой: всё-таки контуры цветов напоминают морщинки, но и лицо старушки может быть прекрасным, ели оно озарено улыбкой и лучистым взором.

Флора – это не старушка, скорее дама средних лет, умудрённая опытом. Это видно по её взгляду. В нём нет свойственной юным созданиям пылкости, состояние её уравновешено, на лице написана доброта, но чувствуется лёгкая ирония, как искорка в глазах.

Сюжет данного портрета – Флора – римская богиня цветущих растений, спелых фруктов и тёплой весны. Типичная для Джузеппе Арчимбольдо (годы жизни 1526-1593) форма девушки состоит из целых цветов, бутонов, лепестков, стеблей и листьев. Однако этот портрет и следующий сразу за ним под названием «Вертумн» (примерно 1590-1591 годы) всё же отличаются от своих предшественников тонкостью и деликатностью техники живописи.

В то время как портреты Арчимбольдо могли быть запросто гротескными, «Флора» больше придерживается традиционного понимания женской красоты в портретной живописи. Использование художником миниатюрных цветов для составления цельного изображения с подобной детализацией наделило предмет убедительным ощущением трёхмерности и позволило ему тщательно описать черты её лица.

Подобный подход резко контрастирует со многими его предыдущими портретами, которые якобы представляют собой коллажи. Конечный результат также отчасти напоминает эстетику тонких стеклянных витражей, с которыми живописец работал ещё по молодости.

В следующем году Арчимбольдо дополнил данный портрет картиной под названием «Флора-Блудница». Предмет последнего творения был тот же, однако обработка более мягкая, что и придаёт произведению романтическую дымку, которая, вполне возможно, лишает нас некоторой точности, которую художник демонстрирует в этом конкретном творении с участием Флоры.

Его внимание к различным видам цветов сродни вниманию садовода, и поэтому некоторые критики предположили, что данная работа является предшественником натюрморта в стиле эпохи барокко, характеризующегося точным изображением природных объектов.

Арчимбольдо послал эту работу императору Священной Римской империи – Рудольфу II (годы жизни 1552-1612) – в знак благодарности сразу после того, как в 1592 году он был удостоен звания графа Палатина. Творение должно было апеллировать к огромному интересу императора к ботанике и садоводству.