Описание картины Николая Богданова-Бельского Устный счёт - Анализ картин
Описание картины Николая Богданова-Бельского Устный счёт

Описание картины Николая Богданова-Бельского Устный счёт

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского — Богданов-Бельский. Холст, масло. 107 x 79 см

Необычно сложилась творческая судьба русского живописца Николая Петровича Богданова-Бельского. Наверное, каждый житель России хотя бы раз видел его работы, но редко кто вспомнит фамилию автора. А ведь многие его работы можно назвать хрестоматийными. К таким и относится произведение «Устный счет. В народной школе Рачинского».

Пожалуй, она сама по себе более известна, чем автор. В старых советских учебниках и занимательных книгах по математике для школьников ее обязательно можно найти.

Полотно интересно, прежде всего, реальностью действующих лиц, многие впоследствии узнавали в них своих отцов, дедушек и прадедушек.

На картине изображен учебный класс в школе села Татево Тверской области. Школа существовала до 1974 года. Сейчас в ней организован и действует краеведческий музей.

Идет урок математики, на доске задан пример для устного счета. Задачка уж очень заковыристая и все мальчишки с увлечением окунулись в ее решение.

Обычные деревенские дети в лаптях и рубахах, но сколько в их глазах пытливости, азарта, ума.

Богданов-Бельский был выходцем из бедной крестьянской семьи, но сумел получить образование, развил свой талант и стал довольно успешным живописцем. Особенно любил он писать крестьянских ребятишек с их живым умом, жаждой к знаниям и большими светлыми надеждами. Возможно, в них он видел себя – вихрастого светловолосого мальчика с пытливым взглядом.

Картина «Устный счет» тоже в определенном смысле биографическая. На холсте изображена школа, построенная в родном селе художника на деньги дворянина Сергея Рачинского. Там крестьянские дети находились на полном пансионе – это стало первым российским образовательным учреждением такого типа. Богданову-Бельскому посчастливилось учиться в этой школе, а профессор Рачинский стал его учителем и наставником, подарившем мальчонке с художественными способностями путевку в жизнь.

Профессор использовал очень необычные методы обучения, интересовался совершенно различными, порой взаимоисключающими, дисциплинами: математикой, ботаникой, религией. Он считал, что освоение церковнославянской грамоты открывает дорогу к различным языкам, а церковные песнопения – это первый шаг к пониманию классической музыки. Его рациональная набожность выражается на полотне в образе Богородицы с Иисусом, висящем в раме рядом с грифельной доской.

Сам Рачинский представлен на картине интеллигентным мужчиной в очках и строгом костюме, с проседью в иссиня-черных волосах. Он совершенно выбивается из скромной обстановки сельской школы и ребятишек в крестьянских рубахах.

Вокруг него толпятся мальчишки, глубоко задумавшиеся над хитрой задачкой. В обучении учитель использовал собственный сборник задач для устного счета. Основная хитрость примера, написанного на доске, состоит в том, что ребятам не нужно в уме возводить степени и производить сложные вычисления. Достаточно лишь знать некоторые закономерности и последовательности, чтобы прийти к ответу.

Все ученики отнеслись к задачке с огромным интересом и глубоко задумались. Их подгоняет легкое чувство соревновательности: каждому хочется первым додуматься до ответа и шепнуть его любимому учителю. Некоторые вдумчиво смотрят на доску, другие, напротив, отвернулись от нее, упорно умножая в уме. Один из сорванцов, кажется, уже сосчитал быстрее всех, и гордо сообщает свой ответ профессору. Тот слушает с огромным вниманием, и лишь чуть улыбается одними глазами. Видно, что Рачинский искренне любит своих учеников, стремится вложить в них знания и правильные ценности.

Кто-то из ребят стоит у доски в уме производя вычисления. Двое в сторонке справа обсуждают между собой возможное решение. Один из мальчиков, наверное, сообщает учителю готовый ответ.

Особенно выразительны два ученика на переднем плане. «Вот так задача» — жестом руки, почесывая затылок, «говорит» белобрысый мальчик поодаль. Выражение лица и глубоко задумчивый взгляд у первого паренька наталкивают на мысль, что еще минутку и будет высчитан правильный ответ.

Богданов-Бельский с любовью и теплом рисует сельских детей, которых всегда считал даровитыми, искренними и талантливыми.

Слева возле стены из тесаных бревен сидит учитель. Это реальный портрет основателя народных школ – Рачинского Сергея Александровича. Уникальнейший человек своего времени – происхождением из польских дворян, профессор университета Москвы, ученый-ботаник, математик, просветитель, педагог-энтузиаст – на свои средства создал народную школу с очень творческой атмосферой, прививая детям навыки мышления и обучая необходимым наукам.

Наук было не так уж и много, но в их число входило и обучение Закону Божиему. Рачинский считал, что знание церковно-славянской грамоты, церковных служб и пения, дает ключ к успехам в других науках и в жизни. Возможно, поэтому на стене мы видим и репродукцию иконы Богоматери и плакат с нотами.

Но, конечно, именно математика была любимым и главным предметом в системе обучения в школах Рачинского.

Богданов-Бельский этой картиной выразил признательность своему дорогому учителю, который сыграл в его жизни решающую роль, а также запечатлел милых его сердцу простых деревенских ребятишек, доказывая в очередной раз, что дети всегда одарённы независимо от их происхождения.

Картина находится в Третьяковской галерее и всегда возле нее останавливаются люди. Мимо нее нельзя пройти просто так. Останавливаются только для того, чтобы попробовать самому решить задачку со школьной доски.

Кстати, правильный ответ математической шарады очень простой – цифра два.

Знаменитый русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. Произведение называется «Устный счёт», а в полной версии «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Школьники решают интересный и сложный пример. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

Рядом стоит учитель, прототипом которого является сам Рачинский – знаменитый ботаник и математик. Не зря картине присвоено такое название, оно в честь профессора Московского университета. На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

На картине изображён простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения. Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по – другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.