Крестьянские дети и сельская школа — это любимая тема в произведениях русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Он всю свою жизнь не переставал рисовать детей, они были в основе его творчества, он всегда считал их смышлеными, бесхитростными и очень искренними.
Сам живописец «вышел из народа», сын бедной батрачки, но смог, благодаря трудолюбию, силе духа и «счастливой звезде» в виде учителя Рачинского, стать живописцем мирового уровня, работы которого до сих пор востребованы.
Картину «У дверей школы» можно назвать автобиографической для Богданова-Бельского. Возможно, когда-то вот так и сам мальчик Коля стоял на пороге класса сельской школы в селе Татево. Заметил его способности и помог в дальнейшей жизни Рачинский Сергей Александрович.
Это очень образованный человек своего времени, математик, ботаник, профессор, но самое главное – Педагог с большой буквы. На личные средства он организовывал народные школы, чтобы простые крестьянские дети могли учиться грамоте, математике, церковно-славянскому письму и другим наукам. Но самое главное, дети учились доверию, взаимности и дружбе между учениками и учителями. Богданову-Бельскому повезло, он два года провел в школе Рачинского. И этот период навсегда оставил след в его жизни.
У него целая серия работ, посвященных школе и школьникам. Работа «У дверей школы» одна из таких. Мальчик, пришедший в школу, изображен художником со спины, лицом в класс.
Бросается в глаза совсем уж плохонькая одежда – рваный тулупчик, разбитые лапти, штаны как будто состоят из одних ниток — «дырка на дырке». За спиной дорожный мешок, через плечо торба, в руках палка-посох, можно предположить, что мальчик шел издалека. Возможно, пастушок или сирота, у которого тяга к знаниям пересилила страх перед неизвестным.
Но сейчас, когда осталось сделать еще один шаг, он остановился в нерешительности. Что там, как встретят, не зря ли он проделал такой путь? Светлый класс начальной сельской школы, на стене географическая карта, репродукция картины, иконы в углу, школьная доска, за партами ученики, лица которых обращены к нежданному посетителю.
Все это для мальчика – храм науки, осталось только набраться храбрости и переступить порог. Но робость и стеснение своей бедной одежды одолевает. Вот и учитель повернулся и смотрит на паренька. Кто такой, кто отвлекает от урока?
Нам верится, что у крестьянского паренька достаточно желания прикоснуться к этому неизведанному миру, научиться читать книжки, также как эти ребята в классе, научиться видеть на карте города и реки, стать частью этой атмосферы, именуемой школой Рачинского. И он сделает тот шаг.
Рассматривая картину «У дверей школы» появляется надежда, что у этого мальчика всё сложится также хорошо, как в свое время у Богданова-Бельского. Художник всегда верил в талант и даровитость простых русских людей, а особенно детей, которых любил всем сердцем, восхищался и в своих работах смог передать эти чувства.
Автобиографичное произведение Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» привлекает внимание к раннему периоду жизни художника-передвижника. Как и большинство художников, изображавших специфику и характер крестьянской жизни, Богданов-Бельский не понаслышке знал о народной среде.
Родился в семье бедного крестьянина и получил азы живописи и рисунка в иконописной школе. Затем учился в Москве, Петербурге, Париже. Создал серию знаменитых картин о школе, где главными персонажами являются деревенские дети.
В числе его знаменитой школьной тематики находится полотно «У дверей школы». Повествование ведется от самого автора. Возможно, художник, будучи сыном батрака, когда-то боялся невозможности попасть в школу.
О том, что это школьный класс говорят школьные предметы и принадлежности. Дети сидят за партами, а на стене висит карта, виднеется доска. Бедные лохматые одежды мальчика, стоящего перед дверью, рассказывают о его происхождении.
Голова, по-видимому, была покрыта кепкой, но при входе в храм просвещения, мальчик снял ее. Поза мальчишки выдает его интерес к знаниям, к атмосфере школы, но опершись на палку и сжимая головной убор, видим, что он волнуется, боится войти.
Зритель надеется, что персонаж войдет в класс и продолжит свой путь к знаниям, как это удалось художнику, посвятивший произведение в 1987 году народной школе Рачинского.