Картина написана в 1897 году на тяжёлую тему массовой заболеваемости учителей туберкулёзом. В те времена не было столь жёсткой цензуры, как при советской власти, художники, писатели могли отражать в своих произведениях любые темы.
Богданов-Бельский сам выходец из беднейшей семьи не думал ни о какой политической подоплёке своих картин, сострадая учителю он ни к чему не призывал. Видно этот учитель болеет давно. Уже середина лета, созрела земляника. Дети трудились полдня, чтобы подарить ягод своему учителю, очень тактично ведут они себя рядом с ним. На одной стене комнаты висит фотокарточка на другой диплом, или аттестат об образовании, на полке стоит глобус, на этажерке книжки — обычная обстановка. В те времена учителя жили при школе за перегородкой. Условия для жизни были обычными, такими же как и у крестьян, но у них не было даже маленького огородика, т.к. даже землю для постройки школы приходилось выкупать в селе.
Подавляющее большинство школ строили церковные приходы. Для этого церковный приход с большим трудом собирал средства, нужные на выкуп земли под школу, на стройматериалы, закупку книг. Церковные приходы строили всё за свой счёт, к государству обращались только за разрешением на постройку.
Если число семинарий было более сотни в стране, число епархиальных училищ тоже более сотни, то церковно- приходских школ можно рассчитать так, что в каждой губернии было тысячу приходов, а самих губерний — более сотни. Все постройки и содержание: семинарий, епархиальных училищ, школ, тяжким бременем ложились на приходы, государство не давало ни копейки. Как же получается, когда основные расходы на постройку школы закончились, остаётся только достойно содержать небольшой штат школы, это учитель и дворник, как вдруг оказывается, что средств недостаточно для жизнеобеспечения одного учителя, у которого здесь даже нет семьи? Не для того же приходы строили школы, чтобы потом заморить учителя!
В том-то и дело, что когда объекты построены, тут и начинается самая главная грязная возня вокруг готовых школ. Когда одни не поднимая головы работали, другие уже заплетали свои интриги.
Готовые церковно — приходские школы в те времена в массовых количествах захватывало земство. Им тоже надо было трудоустроить своих сыновей и дочерей, но не в качестве учителей, а в качестве директоров и инспекторов. Но как же это сделать, взять и захватить церковную школу? Да, но не сразу. Сначала надо было захаять образование в церковно-приходских школах. Что-что, а захаивать всё готовое они умели. В советские времена был снят фильм об Илье Николаевиче Ульянове, как он ездил по разным школам, и дети повторяли унылую фразу: «Благодарим за хлеб, за соль, за кашу, за доброту вашу.» Вот основной нехитрый сюжет лживого фильма.
Разрушительной энергии у Ильи Николаевича было не меньше чем у его знаменитого сына. Под его руководством было передано земству подавляющее большинство школ в Симбирской губернии. Школы сначала стали по-новому называться — народными училищами. Для этого он даже проводил собрания с крестьянами. Можно представить как на собраниях он жестикулировал и заливал так же как и его сын в более поздние годы. Вопреки досужим вымыслам сын очень на него похож. Та же, прикрытая бородой, громадная нижняя челюсть. Тот же пристальный взгляд, как в современном фильме «Апостол» у уголовника, который обучал главного героя фильма, или даже пристальнее, потому-что у артиста не всегда же получается злодей.
Илья Николаевич получил за свою кипучую деятельность все мыслимые и немыслимые награды. И ещё, говоря современным языком, он сортировал школы, русские закрывал, другие открывал. Он добился 15- кратного увеличения финансирования народных училищ от государства, притом даже по архивным данным закрыл более 20 школ, а что было на самом деле, никто не узнает. Он сделал революцию в отдельно взятой губернии — Симбирской, и всё у него получилось. Сначала Илья Николаевич числился одновременно учителем и воспитателем во многих разных школах, загребая деньги и там и сям. В то время, как добросовестно работавшие на одном своём месте учителя, не дополучали из-за него зарплату. Потом у Ильи Николаевича и вовсе пошла стремительно карьера. На его зарплату уходило столько денег, что можно было бы содержать добрую сотню школ.
В интернете имеется около 20-ти фотографий Ильи Николаевича Ульянова. Он вообще похож на дикую необузданную самоуверенную гориллу. Особенно он отличается ото всех в кругу сослуживцев, его ни с кем не спутаешь, чувствуются звериные гены даже на маленьких фотографиях. Уму непостижимо как такому доверили работу с детьми!? Недаром в кабинете Ленина была любимая скульптурная композиция, как обезьяна держит в руке человеческий череп. Возможно эта обезьянка напоминала вождю №1 о папаше. Хотя и животных Ленин ненавидел.
Но вот заболеваемость учителей туберкулёзом после революции возросла в сотни раз, когда все школы перешли в руки нового правительства. Государство отделило школы от церкви и прекратило их финансировать. При том что на церкви возложило непомерные налоги. С 1917 по 1923 годы семьи учителей просто вымирали от туберкулёза.
Но новые власти были только рады, ведь большинство учителей в своё время заканчивали семинарии, или духовные училища, а нужно было освободить места для учителей-партийцев.
Учителя-партийцы заканчивали заочно исторический факультет в пединституте и преподавали в школах и физику, и химию, не проводя ни одного опыта на уроках. Учителя немецкого языка(по образованию или историки, или учителя начальных классов),- даже не знали порядок слов в языках германской группы, то что написано на самой первой странице учебника немецкого языка, не изучали временные формы глаголов. Но уж саму историю учителя-партийцы сделали наискучнейшим предметом. Время шло, все получали стандартную зарплату, но учёба в сельских школах становилась ущербной, и никто за это никого не спрашивал, как будто это всё было в порядке вещей. Из сёл уезжали люди в том числе и из-за качества сельского образования. В сёлах закрылось множество школ.
Казалось тема церковно-приходских школ давно закрыта, с полным их разрушением. Но вот в Рязани в 2010 году священник селения Аграфенина-Пустынь стал собирать подписи против закрытия местной школы ,в которой обучались 22 ученика, притом ,что в селе 40 детей -дошкольников. Школу хотели закрыть как малокомплектную с целью «оптимизации». Оказывается эту школу построил в 19 веке местный священник Арбеков, который обучал сначала детей даже в своём доме. К сожалению я так и не узнала, чем закончилось это противостояние.
Художник Богданов-Бельский написал много картин на тему детства — одухотворённого, ищущего, трудового, сострадательного, талантливого, хотя и бедного, стремящегося к обучению, готовившего себя к непростой жизни. На этой картине он изобразил добрых, умных, чутких ребятишек рядом со своим учителем.
Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее.
Богданов-Бельский появился на свет в бедной семье крестьянина в Смоленской губернии. С детства проявлял интерес к живописи, и после того, как получил начальное образование пошел учиться иконописи в Троице-Сергиеву Лавру. Его картины были оценены еще в самой начале его творческой жизни, он получил много наград и удостоился звания.
Богданова-Бельского считают художником крестьянкой тематики. Потому что основное его творчество приходится на описание жизни простых, небогатых людей. Он очень любил писать портреты детей, хотя своих у него никогда не было.
Художник вел затворнический образ жизни, полностью отдаваясь искусству. В его полотнах часто затрагивается тема крестьянской школы. Она всегда его волновала, ведь когда- то он бедный мальчик из небогатой семьи мечтал о получении образования. Его картины наполнены добротой, любовью и умиротворением.
После 1894 года художник создает цикл картин, посвященных народной школе, которую образовал Рачинский. «У больного учителя» – это картина из данного цикла. На ней художником изобразил детей, пришедших проведать своего учителя. Он сильно болен, что даже не может подняться с постели. Но при этом на нем надета белоснежная рубашка, которая словно делает его образ святым. Его лицо очень доброе, он искренне беспокоиться за своих крестьянских ребятишек, даже пытается что-то рассказать, ведь в руках у него книга.
Мальчик, сидящий на кровати, с заботой и сочувствием смотрит на учителя. Белокурый товарищ выглядит растерянно, видимо не знает, как лучше повести себя. Обстановка в доме учителя очень простая, но уютная. На стене художник изобразил скрипку. Возможно, учитель преподавал музыку в крестьянской школе или просто был ею увлечен.
Полотно заставляет грустить, задуматься о том, как важно было в те годы образование для детей. Болезнь или потеря учителя воспринималась как личная трагедия каждого.