Картина «Турчанка» была создана в 1837-1839 годах, и навеяна поездкой на Ионические острова, которая была организована графом Орловым-Давыдовым, известным меценатом и писателем.
Программа такой вот художественной экспедиции была богата – от любований красотами Греции до «покорения» всей Малой Азии, но уже в Афинах Брюллов заболел и вынужден был вернуться в Петербург. На пути домой, болезнь задержала живописца в Константинополе на целых три месяца, и за это время Брюллов в полной мере смог насладиться экзотической красотой Турции.
Глядя на полотно «Турчанка», можно с уверенностью сказать, что художник смог очень чётко ухватить основной характер этого края – чувственность, нега, броская эстетика.
Мы видим, как молодая девушка расслабленно лежит на подушках. Всё в её облике выдаёт томность, неспешность, а наряд и головной убор только подчёркивает эту неевропейскую красоту. Яркая, броская внешность не требует приглушённых тонов фона, чтобы сделать акцент на героине – резкий цветовой колорит ничуть не «прячет» девушку, а наоборот, подчёркивает, удваивает её красоту.
Полотно было написано не с натуры – это воспоминания Брюллова, его турецкие впечатления, которые были настолько свежи и отчётливы, что сумели так филигранно и реалистично воплотиться в портрете турецкой девушки, своей «пряной» красотой», символизирующей весь край.
В 19-м веке интерес к восточной культуре был особенно востребован и характерен как у европейских, так и у русских художников. Во многих картинах современных живописцев присутствовали наряды и интерьеры восточного быта.
Теплые и яркие воспоминания трехмесячного пребывания художника в Константинополе, воплотились в небольшой восточной серии картин – «Турчанка», «Одалиска», «Бахчисарайский фонтан» и другие.
Эта работа Карла Павловича Брюллова, безусловно является шедевром искусства. Хотя картина написана автором не с натуры в Турции, а после возвращения в Санкт-Петербург.
Брюллова интриговала и волновала тема загадочной и диковинной восточной женщины, так непохожей на европейскую.
На портрете сразу же привлекает и притягивает внимание выразительное и яркое лицо молодой турчанки. Прелестная белая и чистая кожа с нежнейшим румянцем, красивые и чувственные губы, черными дугами изящные брови, и конечно же, карие с восточной поволокой глаза. Взгляд направлен в сторону, и зритель может предположить, что мысли ее приятны и витают где-то далеко.
Заслуживает внимания наряд молодой девушки. На плечо наброшена накидка с орнаментом, она из дорогой ткани и великолепно контрастирует с белым платьем. На темных и блестящих волосах — необычный головной убор – большая турецкая чалма. Бахрома от чалмы легкими волнами покрывает грудь и руки красавицы.
Сочный фон дальнего плана и лазурь покрывала, на котором возлежит женщина, только подчеркивают яркость национального, восточного колорита всей композиции. При этом, нисколько не скрывая ослепительной, непривычной красоты женщины Востока.
В этой работе особенно проявился талант Брюллова ощущать своего персонажа душой, с эмоциями. Прелесть, женственность, нежность, соблазнительность и нега воплощены живописцем в образе этой экзотической девы.
Портрет, написанный художником, выражает уровень его мастерства и умение ощущать и передавать натуру. Портреты Карла Брюллова отличаются не только высоким уровнем техники, а и спектром эмоций, душой, вложенной в полотно.
Девушка, изображенная на полотне, является настолько выразительной и прекрасной, что фон позади нее совершенно не потребовалось затемнять. Яркий фон цвета охры нисколько не «прячет» девушку, она притягивает внимание самобытно и непроизвольно. Прекрасное белое лицо восточной красавицы украшает легкий румянец на щеках, а свет мягко отсвечивает на лбу. Темные прекрасные глаза девушки очаровывают, а свет игриво мерцает в ее глазах. Взгляд главной героини направлен куда-то в сторону, становится понятным то, что мысли ее витают где-то в облаках. Ясные глаза девушки передают ее внутренний мир, становится понятным то, что она добра, чиста, открыта.
Плавно изогнутые девичьи губы слегка растянуты в улыбке, что говорит о хорошем расположении духа и спокойствии. Светлое лицо обрамляют темные волосы — такой прекрасный контраст притягивает каждого художника. Волосы женщины собраны в национальном головном уборе, который намекает на происхождение восточной красавицы. Золотистая ткань содержит в себе красные цветы, гармонирующие с ярким фоном изображения. Нити, свисающие с краев головного убора, небрежно спадают на плечо и руку красавицы, подпирающую голову. Белое, практически сверкающее платье создает контраст с черной накидкой, содержащей золотистый орнамент. Синие простыни, на которых лежит героиня, обогащают цветовую палитру общей композиции, создают разнообразие и яркость.
Образ, переданный художником, не срисован непосредственно с натуры, а является воплощением тех теплых чувств, которые ощущает автор после пребывания в Турции. Нежность, чувственность, великолепие восточной красавицы — все это умело передал художник в одном из лучших своих полотен.