Картина Федора Рокотова Портрет неизвестной в розовом платье - Федор Рокотов
Картина Федора Рокотова Портрет неизвестной в розовом платье

Картина Федора Рокотова Портрет неизвестной в розовом платье

Лиричный портрет неизвестной дамы – одна из известных работ художника Федора Рокотова. Теплый взгляд и прелестная улыбка выдает в ней несравненную красавицу с обаянием недосказанности. Мягкий полупрозрачный облик неизвестной окружен пепельно-розовыми оттенками.

По внешнему виду, одежде и украшениям можно судить об идеалах красоты, вкусах и моде. Ведь портрет написан в благородном 18 веке, когда блистательные дамы вдохновляли поэтов и художников. В длинных ресницах, тонких чертах и глазах девушки читается вопрос: кто может сравниться со мной? Манера мастера неярким светом освещает лицо и фигуру, а тающие контуры почти размыты в сумраке, из-за чего молодая женщина кажется воздушной.

Произведение является прекрасным примером интимного камерного портрета, для которого было характерно стремление выявить духовные качества модели. Первое, что бросается в глаза в данном полотне, – необычайная хрупкость выступающей из мрака женской фигуры. Весь причудливый костюм молодой женщины: платье с капюшоном, украшенное кружевами и бантом, кружевная наколка в прическе – буквально светится многочисленными оттенками розового. Поток неясного, но интенсивного света мерцает на лице и платье. Этот свет не охватывает всего изображения, но вызывает из мрака лишь освещенную сторону лица и плеча. Художник работает жидкими мазками краски, которые создают лишь впечатление кружев, шелка и сережки.

Помимо одухотворенной «зыбкости» живописи, мастер усилил тональный контраст лица и фона, выделив ласковое и робкое лицо молодой женщины интенсивным светом и сосредоточив на нем внимание зрителя. Как будто светится затаенным блеском ее устремленный на зрителя мягкий взгляд.

Впечатление одухотворенной хрупкости образа тесно связано с неповторимой затаенностью душевных проявлений. Рокотов избегает передачи какого-то определенного переживания, когда одно открыто выявленное чувство исключает проявление других. Его увлекает скорее сама изменчивая основа духовной жизни, питающая различные грани переживаний, – нерасчлененные и невыявленные, но тем более обаятельные в своем одушевленном богатстве. Героиня портрета позирует художнику скромно и просто, она чужда светских улыбок и демонстративных жестов, далека от ложного блеска и натянутых поз. Она живет затаенной, но наполненной внутренней жизнью.

Парным к изображению служит «Портрет неизвестного в синем кафтане», колорит которого дополняет женский портрет по принципу контраста. Портрет неизвестной является одним из шедевров в творчестве Рокотова, решенный в стилистике рококо с характерной для этого стиля камерностью образа, изысканностью колорита и прихотливостью дамского антуража.

Художник запечатлел облик обаятельной модели с любовным вниманием и бережностью и этим предвосхитил характерное выражение интимных портретов последовавших за Рокотовым русских художников.

Палитра обладает причудливой игрой нежных полутонов и воспринимается как интерпретация душевных порывов дамы. Легкие градации тональной живописи намекают на скрытую, но яркую жизнь героини. Розовое платье реалистично передает качество материала, а наличие украшений и пышной прически выдает в ней состоятельную даму.

Творческая карьера портретиста Рокотова увенчана чередой прекрасных женских портретов. И каждый из них уникален и неповторим. Женские лики возникают как легкое видение в цветовой дымке, возникающее из сумрака.

Образы наполнены поэтической красотой и эстетическим восторгом. Эти художественные особенности характеризуют особую манеру живописи Федора Рокотова. Причем портреты пишутся с овальной округлостью, а форма холста подчеркивает ритмика произведения.

В объективе Рокотова очень важны выражение глаз и мимика героев, но мастер не стремится к определенному проявлению настроения, а лишь создает ощущение мимолетности чувств и неумолимости эмоций. Здесь, очень важны отношения между художником и моделью. Чувство уважение к модели и раскрытия личности прослеживается в высокой мере в любом лике Рокотова.