Смерть скупца — Иероним Босх. 1500. Доска, масло. 92,6 x 30,8 см.
На картине изображена в аллегорической форме, столь свойственной для этого художника, смерть скупого человека, искушаемого бесами. Внешне картина выглядит как алтарная створка или часть триптиха, так как она имеет исключительно вытянутую форму. Изображена сцена на дереве маслом, а по своей форме и композиции она напоминает другие работы мастера – «Аллегория чревоугодия и сладострастия» и «Корабль дураков».
В столь сложную очень узкую и длинную форму доски исключительно удачно вписана диагональная композиция картины. На ней запечатлен момент ухода из жизни скупца. Он лежит в своей постели в аккуратной и просторной спальне, но его смерть лишена благости и смирения, в нем нет раскаяния в совершенных им при жизни делах. Несмотря на то, что у его изголовья стоит ангел-хранитель, призывающий его обратить свой взор к Всевышнему и подумать о душе, скупой продолжает только считать свои материальные ценности.
Его искушает мешком с золотом мелкий бес, выглядывающий из-под кровати. Другой представитель темной части потустороннего мира облокотился о парапет с накинутыми на него знаками высокого рыцарского положения – мантией и мечом. Все эти признаки тщетности мирского существования продолжают интересовать умирающего больше, чем его бессмертная душа, несмотря на то, что в его дверь уже заглядывает сама Смерть с косой.
Художественные достоинства картины с учетом времени ее создания позволяют говорить не только о смысловой значимости, но и о высоком мастерстве художника. Диагональная перспектива сложна с точки зрения правильности воспроизведения пропорций, а в этой картине все выглядит изображенным грамотно и профессионально.
Цветовая гамма картины достаточно разнообразная, но не пестрая. В ней преобладают довольно светлые краски в теплых тонах. Здесь нет кричащих акцентов или каких-то особенных деталей, отвлекающих внимание. Красноватые тона балдахина на кровати уравновешены более насыщенным оттенком сводчатого потолка и золотистыми досками пола. Оливковый цвет одежды персонажа на переднем плане, который стоит у открытого сундука с вещами, собранными за жизнь скупцом, призван сконцентрировать внимание зрителей на этом символе бессмысленного накопительства. Все это кажется настолько ничтожным перед лицом безвозвратного ухода из этого мира.
Взгляды смотрящих должны быть сосредоточены на смысле изображения, а искусство здесь вторично, это только повод задуматься над бренностью и тщетностью бытия.
Картину “Смерть скупца” написал нидерландский художник Иероним Босх в период между 1494 и 1516 годами.
Перед ликом смерти
Автор изобразил на доске смерть жадного человека, которого искушают бесы. Имея сильно вытянутую форму картина похожа на алтарную створку или элемент триптиха. Скорее всего это часть какого-то большого произведения. Картина находится в Национальной галерее искусств, в Вашингтоне.
Иероним Босх удачно смог использовать вытянутую форму своего “холста”, изобразив на нем узкую и высокую спальню. Смерть заглядывает в едва открытую дверь, а Ангел-Хранитель пытается помочь скупцу, указывая вверх и как бы просит приподнять голову на Распятие с образом Иисуса Христа, который излучает яркий луч света. Но скупец не может этого сделать, так как его взор направлен в сторону смерти, а руки тянуться к мешку наполненному монетами, который любезно протягивает ему один из бесов.
С потолка на скупца смотрит дьявол, наблюдая за его решением. Другой бес, с маленькими крыльями и в капюшоне (есть предположение, что это подпись самого Босха) изображен облокотившимся на барьер, где ниже изображены рыцарский шлем, меч, пика, и рукавица. Он указывает на то, что, уходя в мир иной, человек теряет высокое положение и власть. Бытует мнение, что композиция картины является отсылкой к книге “Искусство умирать”. В ней подробно излагается, как много бесов собирается у смертного одра и искушает умирающего материальными благами и утехами, а Ангел-Хранитель дарует силы противостоять им.
В книге побеждает ангел, на картине же исход неясен. Сцена смерти отведена на задний план, на переднем изображен тот же скупец в оливковых одеждах, что стоит у сундука с накопленными за всю жизнь вещами и монетами. Этот сюжет призывает сконцентрировать внимание на символе бездумного накопительства. Все это оказывается смехотворным перед лицом смерти.
У полотна богатая палитра. Нет ярких акцентов или необыкновенных деталей, которые бы отвлекали на себя внимание. Преобладают теплые оттенки и светлые тона.
Взгляды наблюдателей должны быть сосредоточены на смысле произведения. Иероним Босх создал лишний повод задуматься над тщетностью бытия.
Эта картина была создана художником из Нидерландов. Она имеет достаточно прямолинейное название «Смерть скупца».
Основной чертой изображения является стиль размещения рисунка в пространстве. Картина сильно вытянута вертикально, что создает впечатление алтарного рисунка. Подходит и тематика. Что касается пропорций, то тут еще важно заметить, что картина не рассматривалась отдельно. Она как бы входила в цикл-триптих, где кроме нее размещались еще «Корабль дураков» и «Аллегория чревоугодия и любострастия». Они имели одни и те же размеры, поэтому могли размещаться на алтарной створке.
Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности. На этой картине мы видим, как Ангел-хранитель поддерживает человека, умирающего в своей постели. Ангел всячески пытается повернуть голову умирающего так, чтобы его взор был направлен на распятие, но тот никак не хочет отвлечься от своих мирских проблем. А какими могут быть его проблемы? Все достаточно банально: человек скуп, и даже сейчас ему не хочется прощаться со своими деньгами. Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями. Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес. Он уже радостно выглядывает из-под пола. Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы. А вот и другой демон: этот, по всей видимости, занимает намного высшую должность, ведь его плечи покрывает мантия, а сбоку прикреплен меч. Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Ее он больше никогда не обретет. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии.