Описание картины Федора Васильева Болото в лесу - Картины Васильева
Описание картины Федора Васильева Болото в лесу

Описание картины Федора Васильева Болото в лесу

Картина «Болото в лесу» написана русским художником Васильевым в период с 1871 по 1873 год. За основу ее сюжета автор выбрал при воспроизведении болото в лесной чаще, которое окружают пестрого окраса осенние деревья на фоне пасмурного небесного свода.

По сравнению с другими работами Васильева, эта выглядит словно не законченное полотно. Можно предположить, что художник, при желании немного разбавить красочность ряда прежних полотен, подчеркнул в работе четкими штрихами свечение теплых осенних оттенков. А пара белых цапель, расположенная на переднем плане, придает полотну естественное оживление.

С целью придания яркости этому осеннему пейзажу, передающему грустное настроение природы, автор, как обычно, небо написал в стиле грозовых облаков, что только подчеркивает его контрастность с потускневшими деревьями и травой, очень ярко освещенными. Небольшая березовая роща у Васильева только слегка намечена легкими штрихами. Она будто полощет свои ветви в маленьком лесном озерце, которое настолько чистое, что даже видно отражение облаков. Увядание природы уже слегка заметно, но еще не преобладает…

Такой необычной гармонией осенних красок полотно «Болото в лесу» напоминает романтическую осеннюю сказку, немножко грустную, но в то же время очень нарядную и красочную. А осенний костер из ярко-рыжих деревья в самом центре картины на фоне увядающей травы и опадающей листвы, особенно посреди грозового тревожного неба будто твердят, что ведь не все уж так печально.

И солнце, наверняка, скоро освети землю светлыми лучами, ведь гроза, как бы ни была сильна, – явление все же временное. Зато после нее, как правило, наступает резкое обновление в природе. Многим очень нравится эта картина, и они даже читаю ее символом оптимизма.

«Болото в лесу. Осень» – одна из последних картин Фёдора Васильева, написанная после его переезда в Крым. Художник очень скучал по родине, и в письме И. Н. Крамскому упоминал о своей тоске по простору и свежести русских болот, по той особенной атмосфере, которая пронизывает воздух над болотом по утрам.

Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина “Болото в лесу. Осень”, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием “Болото большое”.

В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. И по мотиву, и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями. При общей неоконченности картины трудно сказать что-либо определенное о самой ее живописи.

Ее главной особенностью на данном этапе является широкое письмо и стремление выразить и сохранить в картине звучание чистого цвета.

Картина “Болото в лесу. Осень” наряду с такими произведениями, как “Утро” и “Заброшенная мельница”, дает особенно ясное представление о том, сколь многообразны были у Васильева поиски выражения волновавшей его темы. Они проявлялись не только в вариациях сюжета, но и в чисто живописных решениях. Причем эта последняя картина не в меньшей мере, чем две другие работы этой группы, говорит о наступлении в творчестве Васильева нового, прерванного смертью этапа.

Своей последней картиной Васильев заявил о новых замыслах, показал, что он стоял на пороге новых открытий в живописи.

Картина во многом несовершенна, но недостатки ее были свидетельством нового крутого и неизведанного пути, на который вступил Васильев. Это тонко почувствовал Крамской, писавший Васильеву о картине: “Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально”.

Что на полотне?

На полотне – осенний лес, посреди которого расположено небольшое болотце, кое-где поросшее травой. День уже близится к своему завершению: небо потемнело, и лишь где-то вдалеке едва видна розовая полоса заката.

На таком фоне ярко горят, светятся золотые кроны величественных дубов на переднем плане; остальные же деревья – берёзы и осины – пестрят красными, жёлтыми и зелёными листьями.

Лес и небо отражаются в водоёме, а по берегам его окружают белые цапли. Они недвижны и почти незаметны сначала, что подчёркивает общую печальную атмосферу.

Почему работа не окончена?

Пейзаж не завершён, но и по имеющемуся полотну можно судить о новом этапе развития в творчестве художника. Он сохраняет типичные для своей живописи поэтичность и романтическое настроение, но вместе с тем оно пропитано болью и тоской; мазки на этом пейзаже широкие и динамичные, точность и детальность уходят на второй план.

Отчасти это могло быть вызвано тем, что Васильев писал не с натуры, а по памяти, да и здоровье уже не позволяло тщательно прорабатывать подробное изображение.

Мнение Крамского

И. Н. Крамской, описывая свои впечатления о «Болоте в лесу», отмечал, что у картины есть недостатки, но в них и заключается гениальность произведения – словно Васильев почти нашёл совершенно новый и неповторимый стиль, но не сумел пока его правильно показать.

Вероятно, если бы не преждевременная смерть, юный живописец открыл бы множество новых художественных приёмов и стал основателем уникального самобытного направления в искусстве.