Анализ-описание картины Федора Васильева Мокрый луг - Картины Васильева
Анализ-описание картины Федора Васильева Мокрый луг

Анализ-описание картины Федора Васильева Мокрый луг

Картину “Мокрый луг” написал русский пейзажист Федор Васильев в 1872 году.

Всего пять лет было отведено судьбой этому юноше-мастеру, как его величал Репин. Но этого краткого в масштабах столетий срока хватило, чтобы Васильев внес значительный вклад в развитие русского пейзажа. Он буквально оживил природу на холсте и добавил ей уникальной поэтичности, в которой искусство его эпохи так нуждалось.

Живописец вошел в мировое искусство не по годам опытным и умелым, а его свежий подход позволил взглянуть на привычные вещи иначе, чем удавалось до этого деятелям искусства.

Глядя на подробность, которую Васильев преследует наравне с цельностью образа, трудно поверить, что художник рисовал не с натуры, а по памяти, пользуясь лишь впечатлениями и эмоциями от поездки в Крым.

Должно быть, вид природы, омытой дождем и совершенно обновленной, оставил глубокий след в душе его. Ведь иначе и не объяснить, как удалось художнику так живо и трогательно изобразить эти зеленеющие просторы.

Перед зрителем бескрайним полотном расстилается свежий луг, утекающий к синим, заоблачным и бесконечно мечтательным далям. Каждой травинке художник уделил внимание, и поразительно натурально выглядит блеск капель, осевших на траве. Вперед убегает извилистая речка, все дальше к раскидистым деревьям, будто приглашающим прилечь и отдохнуть под их тенью. Вся природа приободрилась и расправилась после недавно бушевавшего ливня, а на небосклоне все продолжается упрямое противостояние грозных туч и небесно-голубых просторов.

Но вот уже и первые солнечные лучи упали на мокрый луг, и капельки заиграли со светом, составляя чудный и невероятно поэтичный дуэт.

Так представляются Васильеву тот сладостный момент, когда долгожданное тепло возвращается мир на смену непогоде. Чтобы как можно точнее передать свои чувства, автор использует многочисленные оттенки зеленого, синего цветов, вырисовывая водную гладь и кучевые облака, пышную крону деревьев и луговые цветы. Все это оставляет стойкое впечатление реалистичности, и запах мокрой травы появляется сам собой, а где-то вдали слышится шелест листьев. Стоит лишь прикрыть глаза на секундочку — и вот, фантазия сама собой уводит вдаль, к зеленому лугу и бескрайнему небу.

Образы природы приобрели особую окраску в творчестве Васильева, и именно этому художнику было суждено привнести романтику и поэтичность в обыденные и приевшиеся эталоны. За свою, пусть и недолгую, но насыщенную творческую жизнь ему удалось снискать признание тысяч людей и оставить незаменимое наследие. Теперь “Мокрый луг” находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Картина написана после переезда художника в Крым, куда ему пришлось отправиться из-за болезни. Однако сердце его было предано русской природе, её полям и лесам, которые он писал по памяти. Так и на этом полотне Васильев изобразил не южный пейзаж, а свои воспоминания о родине. Подтверждение этому – зарисовки, написанные ещё до переезда, в том числе и художественный этюд с таким же названием.

На картине – луг после дождя. О прошедшем ливне и приближении солнечного дня говорит прежде всего небо: с правой стороны оно ещё мрачное, затянуто тучами, но голубовато-белые облака и тёплые лучи уже почти вытеснили непогоду. Этот переход отражается и в пруду, а по воде ещё проходит рябь от ветра.

Основную часть картины занимает собственно луг с травой и полевыми цветами. На заднем плане – невысокий обрыв слева и пара деревьев справа, лесная полоса вдалеке, а также тропинка, идущая от края полотна к водоёму.

Растительность художник изобразил с помощью самых разных оттенков зелёного цвета, что делает пейзаж свежее и ярче: все эти детали, отдельные травинки и веточки можно рассматривать бесконечно. Однако это не выглядит слишком броско – наоборот, Васильев сделал атмосферу своего творения спокойной и уютной, в том числе за счёт более плавного и нечёткого неба.

В целом цветовая палитра картины довольно однообразна, большее внимание творец обращает на игру со светом и оттенками. Возвращаясь к основной идее – смене ненастья хорошей погодой – он делает левую часть более тёплой, а правую – холодной и тёмной.

Ещё одна особенность данного полотна в том, что художник сумел совместить динамичность и простоту изображения. Если обратить внимание на композицию, можно заметить, что здесь нет определённой точки, куда как бы стремятся все предметы на картине. Внимание зрителя притягивают и пруд, и деревья, и меняющееся небо – если убрать что-то из этих компонентов, пропадёт то ощущение целостности, которого добился художник, разместив ключевые предметы в разных местах.

Простота же пейзажа заключается в том, что он не перегружен: на переднем плане есть только мелкие и не слишком важные детали. Это позволяет зрителю словно погрузиться в картину, «войти» в неё.

Пейзаж Фёдора Васильева «Мокрый луг» – одна из самых выдающихся его работ, в которой он показал своё умение работать с контрастом, использовать сложные техники, не теряя при этом свойственной ему душевности.

На этом летнем пейзаже мы видим бескрайнюю равнину с небольшим холмиком по левую сторону и группой развесистых деревьев по правую сторону. Однако все центральное место на этом полотне занимает заливной луг и небольшое болото или сильно заросшее озеро. Видно, что недавно прошел дождь, а последние осколки туч еще не успели очистить небо летнему солнышку и еще поливают струями дождя далекий лес в правом углу — там заметна туманная дымка, характерная для этого явления природы. Однако на лугу уже все подсыхает. Яркие зеленые травы окаймляют поверхность иссыхающего болота, а топкие берега говорят нам о том, что сезон дождей уже давно прошел и сейчас скорее всего стоит жаркая середина лета, может быть даже начало августа. Никакие следы деятельности человека не нарушают чистоту этого пейзажа, все пусто и величественно. Сочные травы несомненно привлекательны для домашнего скота, но и их следов мы не наблюдаем. Только трава, вода и небо, вернее массивные кучевые облака, словно нависающие над полем. Художнику в этой картине удалось схватить мгновение стремительной жизни, кажется, что дождь только прошел и вдалеке слышатся раскаты грома, ветер словно застыл, захваченный кистью и не смеет пошевелить верхушки трав и поверхность воды. Движения нет, но оно ощущается и в этом основная заслуга художника.

Картина создает ощущение свежести, запаха мокрой травы и желание сняв обувь пройтись по мягким травам, всматриваясь мечтательно вдаль и слушая оживающую природу.

Фёдор Васильев получил признание и популярность в широких и узких кругах ещё при жизни. Пейзажи автора привлекают своей умудрённостью и величием природы.

Особенностью творчества Федора Александровича Васильева видеть в непримечательном пейзаже волшебство и таинственность, могущество и скромность. Мастерство Васильева раскрывалось именно в те моменты, когда изображая обычный весенний луг он мог передать всю полноту нарождающейся жизни.

На картине «Мокрый луг» автор раскрывает всё очарование и прелесть молодости. Полотно изобилует яркими зелёными оттенками, тем самым передавая всю живость и прелесть весенней листвы и цветения. Недавний дождь напитал луг живительной влагой и теперь он засияет ещё ярче. Ведь никогда природа не бывает столь живой и прекрасной как в период весны и активного роста.

Особое внимание Васильев уделил изображению неба после дождя. Для художника небосвод является едва ли не основным элементом большинства его пейзажей.

Небесное пространство как бы разделено на два участка: на одной стороне облака освещаются солнцем, а другая часть неба все ещё наполнена лиловыми кучевыми облаками. Не чёткое отражение облаков можно увидеть и в воде на лугу, таким образом, тучи присутствуют как на небе, так и на земле. Этот приём часто используется для придания целостности разным частям картины. Слияние солнечной и пасмурной сторон позволяет не только отразить изменчивость весенней погоды, но и подчеркнуть противостояние тепла и холода.

В картине прослеживается динамизм развития. Вглядываясь в пейзаж, кажется, будто бы сейчас облака прейдут в движение, а молодой луг зашевелится от порывов свежего весеннего ветерка.

Васильев всегда очень тонко чувствовал течение жизни в мелких, бытовых её проявлениях. Именно поэтому его работы отличает наличие глубинных смыслов, скрытых в обыденности.

Желающих приобрести картину было достаточно, однако всех них опередил знаменитый коллекционер Павел Третьяков, который купил картину ещё до начала выставки.