Пейзаж «Оттепель» – одна из наиболее известных работ Фёдора Васильева, благодаря которой художник получил признание и известность. Создавая картину, Васильев вдохновлялся своей поездкой на Волгу в 1870 году.
На полотне изображён период ранней весны, когда зима ещё не совсем отступила. Зритель видит просёлочную дорогу посреди подтаявшего грязного снега; она размыта от постоянной непогоды, на снегу – следы крестьянских телег. Дорогу пересекает полоса талой воды. Снег художник писал маленькими тонкими кисточками, что позволило изобразить его пористость – ту неоднородность, которую обретают сугробы с началом весны и приходом тепла.
Небо, как и снег, желтовато-серое, затянуто тучами. Слева – небольшие кустики, справа видна крестьянская изба с покрытой снегом крышей, а большую часть заднего плана занимают леса.
По дороге идут мужчина и ребёнок. Мальчик указывает на птиц, которые заполонили дорогу в поисках пропитания. Казалось бы, присутствие людей должно делать атмосферу картины более уютной, убирать ощущение одиночества, но нет – их маленькие фигурки среди большого сурового пейзажа только усиливают неприятное чувство обречённости. Их образы передают один из смыслов произведения – трудности крестьянской жизни и русского народа в целом.
Атмосферу картины дополняет её однообразная, тусклая цветовая палитра: изображая и небо, и землю, художник использовал преимущественно жёлтые, коричневые и серые оттенки – цвета болезни, упадка и уныния.
Чтобы произведение было ещё более угнетающим, Васильев обратился к особенностям композиции: полотно вытянуто по горизонтали, что делает дорогу ещё более длинной и тяжёлой. Кроме того, художник отходит от канонов живописи: полоса леса на заднем плане не едина, а состоит из трёх групп, подчёркивая ощущение пустоты. Туча же, нависшая над землёй, словно углубляет пространство картины, погружая зрителя в неё.
Рыхлый грудистый пожелтевший снег вперемешку с талой водой и грязью проселочной дороги. Хрустяще-мокрое чавканье под ногами, поваленные у дороги бревна. Озерцо, или скорее большая лужа, образовавшаяся во впадине у дороги от талой воды. Еще по-зимнему низкое, с большими темными снежными облаками небо заволакиваем дымкой горизонт.
Деревянная избушка вдалеке с покосившейся старой крышей, еще укутанной тяжелым снежным покрывалом. И только тоненький дымок из трубы указывает на то, что избушка обитаема.
Деревья, с опущенными за зиму от тяжести снегов ветками еще не проснулись. Они лишь добавляют пасмурности и дремучести полотну.
Посреди всего этого минорного пейзажа стоят люди — высокий парень с ребенком. Судя по платочку, которым почти опоясан ребенок – это девочка, ее вывел на прогулку старший брат.
Стоят они прямо на дороге, в этой чавкающей мокрой гуще тающего снега. Ребенок показывает ручкой в сторону ворон, бродящих по этой же дороге и собирающих под коркой снега какую-то сохранившуюся там пищу.
В небе виднеются еще несколько черных птиц, который зимуют здесь, среди снегов, ветров и низких русских избушек. Скорее всего — это околица деревни, и там, за этим деревянным домиком есть еще дома. А это деревенские дети, вышедшие на прогулу.
Впереди большое таяние снегов, паводок и пробуждение весны, а пока что все холмы еще в снегу и только на дороге снег разбит повозками и смешан с дорожной грязью. Первая оттепель, начало весны.
Весной 1871 «Оттепель» попала на конкурсную выставку, которую устраивало Общество поощрения художников, и там же выиграла первую премию. Этим её успех не ограничился: князь и будущий император Российской империи Александр III заказал для себя авторское повторение полотна, а через год оно уже поражало иностранных зрителей на международной выставке в Лондоне. Говоря о достоинствах картины, критики отмечали, что её создатель показал зрелый взгляд на мир, используя при этом новые необычные приёмы. «Оттепель» стала одним из культовых пейзажей русской живописи XIX века.
У художников, наверное, как и у природы, плохая погода является лишь условной категорией. Знакомый всем нам грустный и холодный пейзаж разве может быть предметом вдохновения? Оказывается да, может быть. Достаточно лишь посмотреть на картину Васильева «Оттепель». Здесь насколько образно и выразительно изображена знаменитая русская распутица, что ее почувствует даже человек, который ни разу в жизни ее не видел.
Даже растянутая форма холста делает распутицу более выразительным и усиливает ощущение безнадежности.
Картина становится более унылым присутствующими на заднем плане деревьями находящимися еще в зимней спячке и убогой избой, еле подающей признаки жизни.
Небо, хмурое и облачное, усиливает давление, и картину в смысловом отношении делает завершенной. На переднем плане размытая и разъезженная проселочная дорога, и существенная деталь картины – путник с ребенком. Усталые путники в определенной степени делают общий фон картины более тревожным. Но с другой стороны, если есть путник на дороге и распутица от оттепели, то наверно впереди надежда и весна. Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой), и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья.
Если коротко о картине, которая кстати имела множество положительных отзывов, в т.ч. за пределами России, то можно констатировать ее гениальную простоту. Вся суть картины в совокупности удачно размещенных деталей оттепели – размокший снег, слякоть, коричневые деревья и кусты, уже ни такой холодный, но сырой воздух и т.д.
Своеобразным признанием картины «Оттепель» является тот факт, что в 1872 г. в лондонской «Морнинг пост» было выражено пожелание, чтобы Васильев приехал в английскую столицу с целью написать оттепель на ее улицах.
На картине под названием “Оттепель” автора Ф. А. Васильева перед нами открывается зимний пейзаж. В центре картины раздорожье, на котором стоит мужчина с ребенком. Мужчина слегка наклонился к девочке, чтобы услышать, что она говорит. Девочка указывает ручкой впереди себя, возможно, она что-то хочет спросить у своего отца.
Она показывает на стаю ворон, которая слетелась на дорогу, и сосредоточенно что-то ищет.
Можно предположить, что из саней, которые только что проехали, могли выпасть крошки хлеба, и вороны решили ими полакомиться. Повсюду еще лежит снег и сугробы, но уже кое-где он начал подтаивать, что говорит о скором приближении весны. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев. Справа от людей находится маленькое озеро, которое уже почти полностью оттаяло, только еще кое-где остались висеть длинные сосульки над ним.
Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников.
В глубине картины украинская хатка, из трубы которой тонкой струйкой идет дым. Издалека кажется, что она будто утонула в снегу. Позади хаты находится березовая роща, а с правой стороны посадка.
Многолетние ели в посадке выстроились в ряд, помахивая своими длинными верхушками. Их веточки еще немного припорошены снежком, который не успел растаять.
Небо полностью закрыто темными снеговыми тучами, и кажется, что тепло никогда не наступит. Но, тающий снег вселяет надежду.