Описание-анализ картины Федора Васильева Перед грозой - Картины Васильева
Описание-анализ картины Федора Васильева Перед грозой

Описание-анализ картины Федора Васильева Перед грозой

Это одна из ранних работ Фёдора Васильева. В ней он обращается к одному из своих любимых сюжетов — моменту смены погоды, приближающегося ненастья.

Большое впечатление на художника произвела его поездка на Валаам в 1867 году. Именно тогда он начал создание пейзажа «Перед грозой», в котором угадывается типичная природа острова: каменистая местность с разнообразием растительности. В это же время Васильев осваивает новые техники рисования, начинает писать более живые и эмоциональные полотна.

   Лучше всего передаёт смысл картины небо, которое живописец особенно любил изображать: с правой стороны оно светло-синее, сквозь облака чётко виднеется солнечный свет. А вот с левой стороны уже подступают грозовые тучи, небосвод заметно темнеет.

Внизу раскинулось зелёное поле с низкими деревьями, кустами и парой валунов на переднем плане. Справа видна извилистая тропинка, уходящая куда-то вдаль. На заднем плане — рощица, одинокое дерево за дорогой и птицы.

Напряжение, присущее небу, отражается и на земле: небольшой лес, к которому уже приблизились тучи, выглядит совсем чёрным, и тень от него распространилась на весь склон; кусты, цветы и трава на переднем плане уже немного клонятся к земле от ветра. На фоне тёмной полосы деревьев выделяется одинокая белая птица, догоняющая своих собратьев. Остальная же часть поля, ещё залитая солнцем, написана с помощью ярких и насыщенных зелёных оттенков.

Изображённый на полотне пейзаж – типичный образец творчества Васильева. Уже в 18 лет он начинает использовать игру света, чтобы передать контрасты в напряжённой и тревожной атмосфере картины, борьбу солнца и грозы. Благодаря этому приёму настроение его работ совершенно особенное: романтическое волнение и одухотворённость сочетаются с ожиданием опасности, чувством беспокойства и надвигающейся угрозы.

Замечательный русский художник – пейзажист Ф. А. Васильев, прожив недолгую жизнь, оставил после себя богатейшее наследие. Его произведения восхищают легкостью, лиричностью. Особой прозрачностью.

Пожалуй, любимым сюжетом писателя была природа перед грозой или после нее. В каждом из них прослеживается особое состояние драматизма, застывание всего живого в ожидании грозы.

Картина “Перед грозой” стало своего рода творческим итогом путешествия писателя по Волге. Картина выполнена в серо-золотистых тонах. О приближающейся грозе свидетельствуют сизые тучи, застилающие небо.

Однако, пробивающиеся сквозь них солнечные лучи, наполняют картину радостным ожиданием. Совсем как в детстве, когда первый гром и крупные капли дождя вызывают восторг.

В природе разлито настороженное ожидание, все словно вслушивается, боясь пропустить начало грозы.

На переднем плане картины зритель видит сторожку, утопающую в деревьях и скрытую наполовину за холмами. К ней спешат люди. Интересно, что художнику удалось изобразить их как часть природы.

Их появление здесь композиционно логично, они подчеркивают общее настроение произведения.

Две маленькие фигурки, затерявшиеся среди поля, едва различимые, сливающиеся с ним. А ведь, по сути, в эти фигурки Ф. А. Васильеву удалось вложить огромный философский смысл: человек – неизменная часть природы, маленькая песчинка на земле. Однако “песчинка” не в уничижительном понятии.

Таким образом, художник отмечает связь человека и природы.

Ф. Васильева, как яркого пейзажиста, чрезвычайно увлекали пограничные состояния природы. Среди созданных им картин немало таких, которые связаны с неустойчивыми, скоропроходящими моментами существования природы. Это «Перед дождём», «После дождя», «Берег Волги после грозы», «Вечер перед грозой», «После проливного дождя» и другие. В силу особой любви к запечатлению мгновенных состояний пейзажа, художник часто обращался к дождям, ливням, грозам, вернее не столько к ним самим, сколько к эффектам, производимым ими при своём начале и при конце.

Картина «Перед грозой» создана в конце путешествия по Волге, совершённого Васильевым вместе с И. Репиным. Она выдержана в золотисто-серых тонах, создающих тревожную атмосферу перед грозой. Тяжёлые, до краёв набухшие влагой, тучи предвещают близость готовой разразиться в любую минуту стихии. Но сквозь их толщу пробиваются зачатки новых лучей света, призванных обновить природу. На первом плане картины среди густых деревьев виднеется деревянная избушка. К ней по дороге спешат две фигурки – мать с ребёнком. Они возвращаются откуда-то, и, по всей вероятности, успеют укрыться от надвигающейся грозы. Здесь всё – и природа и люди — указывают на единство картины, всё здесь переплетено, всё воспринимается одним целым, не распадаясь на детали. Таланту художника была чужда устойчивость пейзажа. Наоборот, в каждой его картине усматривается возможность перемены того момента, который запечатлен на полотне. Большинство пейзажей Васильева мятежны. Смотря на них, невольно вспоминаешь знаменитые лермонтовские строки: «А он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой». Разгул необузданной стихии был обожаем молодым художником, и он с необыкновенной правдивостью запечатлел его в своих многочисленных картинах.

Васильев – замечательный пейзажист, создавший много произведений. Его картины отличаются лиричностью и легкостью. Наверное, любимой сюжетной линией живописца является гроза. На эту тему у него особенно много произведений, отличающихся драматизмом. Произведение «Перед грозой» автор написал в завершении своего путешествия по Волге.

Картина «Перед грозой» написана золотисто-серыми оттенками. Сизые тучи на небе свидетельствуют о приближении скорой грозы. Но сквозь эти тяжелые тучи пробиваются яркие золотые лучи света, наполняющие природу ожиданием чего-то радостного.

На картине мы видим изображенную избушку, укрытую кронами деревьев. Люди спешат сюда, чтобы спрятаться от приближающегося ливневого дождя и страшного буйства стихии. Васильеву удалось изобразить человека неизменной частью природы, неотделимым компонентом. Этим приемом живописец указывает нам на единении природы и человека.

Сама гроза является удивительным природным феноменом. Небосклон окрашивается в насыщенные темные тона. На картине это вызывает восхищение. Удивительно и то, как автор использовал большое количество разноцветных оттенков, смягчая их переход, так что границы между мазками неразличимы. Художнику с поразительной точностью удалось запечатлеть природу за несколько минут перед бурей. Васильев показал в своей картине напряжение природы и ее внутренние конфликты.

Васильев Федор является великим художником, изображавшим небосклон и небесные воды. Мотивы природы перед грозой довольно часто повторяются в творчестве художника. Возможно, его привлекало напряженность природы перед этим явлением. Федор Васильев – талантливый русский пейзажист, отличительной чертой которого является поэтичность и редкая гармония красочных цветов.