Описание картины Энтони Ван Дейка Карл 1 - Энтони Ван Дейк
Описание картины Энтони Ван Дейка Карл 1

Описание картины Энтони Ван Дейка Карл 1

Ван Дейк является фламандским портретистом и художником религиозного жанра.

В портретах этого творца видны игры света с тенью, сочетание пластического и линейного ритма, колорит, на который оказало влияние творчество Рубенса и школы Венеции. Когда Рубенс вернулся к себе домой, в 1632 году Ван Дейк уехал в Англию, т.к. не хотел, чтобы между ним и гениальным мастером была конкуренция, он начинает служить при короле Карле I, им был ему присвоен чин главного королевского живописца и звание рыцаря.

В годы работы художник создает королевский портрет и несколько портретов придворных аристократов из Англии. Карл I им был изображен в полный рост на фоне природы, он занял царственную позу и был одет в красивую одежду. Портрет хотя и был приукрашен, но присущее для творца ощущение меры и его отличные способности спасли произведение от впечатления грубоватой лести.

Персонаж произведения опирается на трость возле края обрыва. Его силуэт выделяется на фоне неба с облаками, которое ушло на задний план. Шляпа с широкими полями делает его образ еще выразительнее, привлекает зрительский взгляд к его лицу, выглядящему эффектно.

Художник начал писать портрет, когда король был полон жизненных сил и энергии. У него было хорошо сложенное телосложение. По характеру он был меланхоличный, с располагающей к себе, серьезной и приятной внешностью. Королевские поступки указывали на то, что для него не характерны наклонности к деспотизму и неумеренным вожделениям. Карл являлся настоящим государем, справедливым и добрым.

В портрете творец с помощью красок, света и форм передал такую верность, что перед глазами людей король предстал со своими переживаниями на лице. Именно так с большой ответственностью изучая, художники средних веков воспроизводили людей, которых они изображали.

Антонис ван Дейк – фламандский живописец, мастер портрета. В 1625 Карл I стал преемником своего отца Якова I как король Великобритании и Ирландии. С 1632 Ван Дейк был назначен придворным художником и постоянно писал короля и его супругу, королеву Генриетту Марию. Всего он создал 35 портретов монарха, семь из них – конные.

Эти картины полностью удовлетворяли короля, поскольку передавали его убежденность в божественном предназначении править страной. Ван Дейк своим искусством утверждал титул – “Карл – король Великой Британии”.

На данном портрете Карл I представлен как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке, как если бы руководил своими рыцарями. Он облачен в так называемые гринвичские доспехи.

Показательно, что работа, вероятно, преднамеренно напоминает “Портрет императора Карла V перед битвой при Мюльберге” кисти Тициана, хранящийся в Музее Прадо в Мадриде. На ней император тоже предстает как воин, он только что одержал победу над Протестантской лигой в Мюльберге. Сравнение портрета Ван Дейка с произведением Тициана должно было внушить зрителю мысль о Карле I как о таком же защитнике веры.

Среди картин ван Дейка традиционно обращает на себя внимание «Тройной портрет Карла I». Идея произведения была взята у Лоренцо Лотто, который написал «Портрет мужчины в трех ракурсах» — эта работа находилась в Королевском собрании.

Но ван Дейк, конечно, не был плагиатором и не утратил вдохновения: заимствование идеи имело практическое значение, так как по картине ван Дейка должны были сделать бюст монарха, который не мог находиться при этом лично.

Для изготовления бюста нужен был качественный портрет в нескольких ракурсах. Основная цель художника состояла в наиболее точном изображении головы короля. Но Ван Дейк, справившись с этой задачей, остался верен себе: он обозначил линии светом и тенью, не делая линейных контуров, и мастеру удалось передать напряженное настроение модели.

Для дальнейшей работы портрет отправили в Рим. Скульптор Лоренцо Бернини уловил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». И действительно, спустя время Карла Первого I не стало.

На холсте Ван Дейка он изображен утонченным мужчиной с задумчивыми, печальными глазами. Хотя герой картины, конечно же, старается скрыть свою тревогу. Согласно трем ракурсам, на короле три камзола разных цветов: синего, красного и лилового. Воротник при этом один и тот же, сделанный из тончайшего кружева. С правой стороны можно видеть жемчужную сережку — обычное украшение для знатного мужчины той эпохи. По центру монарх облачен в красное, он придерживает рукой голубую ленту из атласа, на ней висит орден, Малый Георгий. С левого ракурса выделяется палец короля, продетый сквозь ту же ленту.

Три ракурса портрета Карла I, монарха трагической судьбы, также парадоксально напоминают о святой Троице, ведь для придворных правитель, действительно, подобен земному божеству.