Описание картины Энтони Ван Дейка Коронование терновым венцом - Энтони Ван Дейк
Описание картины Энтони Ван Дейка Коронование терновым венцом

Описание картины Энтони Ван Дейка Коронование терновым венцом

“Коронование терновым венцом” написано совсем еще молодым, восемнадцатилетним художником, но, тем не менее, отличается большим мастерством исполнения. В работах на религиозные темы Ван Дейк старательно ищет точные композиционные решения, позволяющие ему соединить материальную телесность со сдержанной экспрессией образов.

На картине изображен Христос, окруженный своими палачами. Обнаженная по пояс фигура страждущего Спасителя выделена светом. Нижняя часть его тела закрыта темно-синим плащом, оттеняя прекрасный могучий торс и лежащие на коленях связанные руки.

Голова в муках склонилась к плечу. Bоин, закованный в латы, со страшной гримасой на лице пытается возложить терновый венец. За ним напряженно застыла фигура опирающегося на алебарду старика с выражением сомнения на лице.

Внимание всех участников в этой сцене приковано к Христу.

Слева от Христа – опустившийся на одно колено полуобнаженный стражник, и человек в красном, наблюдающий за происходящим и что-то желающий сказать жестом своей руки. За правым плечом Спасителя – фигура в синем хитоне. Выражение лица этого персонажа не предвещает ничего хорошего; собака у его ног яростно лает на Христа. Сзади сквозь решетку видны лица любопытствующих…

Все – и лица палачей, и фактура тканей, и блеск доспехов – написано с большим мастерством.

Ван Дейк – талантливый ученик Рубенса, написавший свою знаменитую картину «Коронование терновым венцом» в еще, совсем нежном, восемнадцатилетнем возрасте.

Будучи ребенком богатых родителей, которые поддерживали его талант, получил возможность в возрасте 16 лет открыть свою художественную мастерскую. В ней он создает свои произведения о Христе и его апостолах.

Известно, что картину «Коронование терновым венцом» Ван Дейк писал в двух вариантах. Сохранился лишь один из них, второй по счету, первый безвозвратно потерян.

На Мадридском варианте в центре картины Христос, которого окружают палачи. Голый сильный торс оттенен активным синим цветом, лежащего на коленях плаща. Воин, возлагающий венец на Христа напряжен, картина наполнена томительным ожиданием и болью мученика.

Несмотря на страдание и жестокость, картина наполнена невероятным светом. Кажется, что он не падает на Христа, а исходит изнутри его голого тела. Автор буквально напитал картину божественностью.

Несмотря на то, что Ван Дейк учился у Рубенса, в своей манере он пытался отойти от привычной манеры письма, свойственной учителю и, в конце концов, даже превзошел его в мастерстве.

Рубенс ревностно относился к успехам своего молодого помощника, но даже он не мог не отметить его выдающихся способностей. Рубенс отмечал «ровные с ним умения» в написании лиц. Остальные ценители, или их большинство, считало, что Ван Дейк оставил позади своего именитого учителя, и опережает его по талантливости только Тициан.

Ван Дейк отличался особенностью своей работы над полотнами. Очевидцы писали потом, что портретами художник занимался быстро, писал очень много, последние штрихи наносил уже позже. Над сюжетами художник работал совершенно по-другому: намечал себе определенный фронт и закончив, сразу переставал писать.