Катание на Неве — Алексей Петрович Боголюбов. Холст, масло. 132 x 221 см
Великолепный мастер пейзажной живописи Алексей Петрович Боголюбов часто рисовал виды Санкт-Петербурга. Одна из лучших его работ – «Катание на Неве».
Чудесный зимний день. Высокое синее небо с пушистыми облаками раскинулось над городом. Слева видны каменные стены Петропавловской крепости, высокий шпиль собора вздымается в небо. Мягко сияет голубовато-белыми и бледно-сиреневыми оттенками снежное покрывало на замерзшей Неве. Светлые дымчато-лиловые тени лежат на многочисленных проторенных дорожках.
А на реке кипит жизнь. Кажется, здесь все население Санкт-Петербурга.
Рядом с берегом идет заготовка льда – прозрачные тяжелые глыбы развозят по дворам на санях. Лошади неторопливо везут домашние вещи, следом слуги бережно несут картины. С одного берега на другой спешит конный отряд. Стремясь обогнать друг друга, мчатся по снегу быстрые повозки.
Недалеко, на середине Невы, видны освещенные солнцем деревянные стены ипподрома. Трибуны заполнены людьми, пришедшими посмотреть на бега, одну из любимых зимних забав. Стоят люди и на временном мостике, любуясь пролетающими мимо экипажами.
В свежем морозном воздухе далеко разносятся крики болельщиков, перезвон колокольчиков, зазывные голоса продавцов снеди, лай собак.
На картине множество персонажей, у каждого из них свой характер: и серьезные франтоватые пассажиры в повозке, и горделивые военные, гарцующие на льду, и задорные мальчишки на берегу, и сосредоточенные возчики, помогающие усталым лошадям.
Художник использует неяркие пастельные краски: теплые молочно-кремовые и серовато-песочные для стен домов, золотисто-янтарные – для деревянных досок, красновато-коричневые – для гранитной набережной. С ними перекликаются холодные светло-лазурные и бледно-лиловые оттенки снега. Живописцу удалось передать жемчужный свет неяркого северного дня и прозрачность воздуха.
Можно долго любоваться этой картиной, восхищаться великолепным простором, находя новые детали и подробности. Она дарит нам хорошее настроение, чувство радости и светлые воспоминания о зимних забавах.
Были времена, когда русским войскам приходилось с боями отвоевывать берега Невы от шведского владычества, осаждать шведские крепости и брать из приступом. С тех пор минуло четыре века. Нева по-прежнему катит свои воды вдаль, берега ее, особенно не в черте Санкт-Петербурга, по-прежнему нельзя назвать густонаселенными. Что же касается того участка реки, который омывает берега города, то здесь жизнь кипит в любое время года.
И зима – не исключение!
Малоизвестный русский художник конца XIX века А. П. Боголюбов назвал одну из своих “зимних” картин “Катание на Неве”. Когда не видишь самой картины, то легко обмануться, отталкиваясь только от названия. Как легко подумать, что речь идет о катании на коньках или санках.
Отнюдь! Это куда более масштабное и представительное катание – на лошадях, запряженных в сани.
Была, оказывается, когда-то и такая русская потеха. Картина достаточно панорамна и отдельные мелкие детали разглядеть сложно. Видно лишь, что слева – шпиль Петропавловской крепости, что весь лед – вблизи и вдали, чернеет от большого количества отдыхающих и разъезжающих на тройках, что с набережной прямо на лед все прибывают новые и новые ездоки.
А погода капризна и изменчива – вон, уже и облака показались, того и гляди, начнет вьюжить!
Когда-то, до написания картины, русские войска отвоевывали с большими потерями каждый берег великой Невы. Они делали все, что могли, чтобы отвоевать у шведского правительства родные берега. Прошло уже четыре столетия с тех пор, как крепости приходилось брать штурмом. Для людей это большой срок, а для реки почти минута. Ее берега до сих пор не в черте города почти не заселены, а ее волны ровно такие же, как и когда-то. А вот в самом городе ее берега имеют успех в любое время года и на них всегда множество людей. А уж зимой не только по берегам, но и на самой реке.
Если не видеть эту картину художника Боголюбова, то можно посчитать, что катание происходит в летнее время. А уж если в зимнее, то непременно на коньках или санках. Но в этой картине изображено гораздо более крупный вид катания. Здесь оно на санях, в которые запряжены величавые кони. Ведь была же раньше такая потеха, на которую собирались почти все жители города. Кто-то приходил посмотреть, а кто-то показать самого себя хотел. Здесь таких желающих становится все больше и больше.
Написанная в достаточно холодных оттенках маслом, картина имеет больше панорамный вид. У нее множество мелких деталей, которые сложно рассмотреть, зато в ней много воздуха. Весь лед реки и набережной чернеет от количества желающих покататься на санях или посмотреть на тех, кто катается. Ведь даже наблюдать за этой забавой очень весело. Облака, которые только начали показываться на горизонте, обещают скоро прекратить забаву и посыпать всю Неву слоем снега, а то и завьюжить.