Описание картины Алексея Петровича Боголюбова Монастырь - Анализ картин
Описание картины Алексея Петровича Боголюбова Монастырь

Описание картины Алексея Петровича Боголюбова Монастырь

Мичман императорского флота Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) в 1850 году поступил в Императорскую Академию художеств вольноопределяющимся учеником, а закончил ее в 1863 году с большой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени на звание классного художника и одновременно отставку от службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба Императорского флота. Но в его богатом художественном наследии есть не только виды баталий, морские пейзажи и корабли.

Холст дублирован, масло. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого.
В начале 1860-х годов Алексею Петровичу Боголюбову и его брату поступило приглашение от директора Волжского пароходного общества «Самолёт» Б. А. Глазенапа, старого флотского знакомого художника, отправиться в плавание по Волге для составления путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». Николай Петрович Боголюбов (1821–1898) занялся литературно-описательной частью, а Алексей Петрович — художественным изображением открывающихся пейзажей.
В результате этого путешествия Алексей Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами старинных волжских городов, которые вошли как иллюстрации (в виде литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани», вышедший в 1862 году.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896). Царская поездка по Волге. 1860-е годы. Холст, масло. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого.
Великая река поразила художника необъятной широтой и красотой. Он вспоминал в своих записках: «Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулёвские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь и сколько этакого добра стоит на Волге и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают!..».

Наиболее известная картина из Волжской серии — «Ипатьевский монастырь близ Костромы» 1861 года, находится в залах Государственной Третьяковской галереи. Небольшой этюд «Монастырь» в Пензенской картинной галерее представляет зрителю белокаменную и златоглавую Русь, уютно залитую осенним солнечным светом на берегах матушки-Волги. Нежная и неяркая картина с небольшими лодками у заросшего берега, гуляющими жителями вдоль набережной, желтеющими листьями деревьев и очертаниями большого монастыря наполняет сердце зрителя умиротворением и благодатью, спокойствием и светом.

Картина Алексея Петровича Боголюбова «Монастырь» выполнена маслом на холсте в 1860-е гг.

Жанр – пейзаж, направление – реализм.

Тихий осенний день. Позолоченные листьями деревья дарят последнюю красоту перед тем, как уйти на зимний покой. В прозрачном воздухе царит безмятежность и успокоенность. Задумчиво и величественно стоит на берегу спящей реки монастырь. Он занимает совсем небольшую часть картины, но мгновенно приковывает к себе внимание красной колокольней, белоснежными крепостными стенами и золотыми главами храмов. Вокруг кипит жизнь – группа прихожан стоит на берегу, мужчины правят лодки, готовясь отправиться в путь.

Общая золотая тональность пронизывает всю картину, играя важную роль в собирании композиции. Золотыми изображены листья, плывущие свободно в воздухе и окутывающие деревья, главы храмов, отражения в реке, облака, полоска леса вдалеке. Переходя от детали к детали, зритель наслаждается спокойными красками, одухотворенностью, возвышенностью обычного осеннего дня, протекающего рядом с монастырем. Светло-синий цвет и необыкновенная прозрачность наполняет реку и небо. Красного на картине совсем немного – взгляд от красной рубашки человека в лодке переходит к одежде прихожан и, наконец, к красно-коричневой колокольне. Зеленого цвета еще меньше – от зеленой травы в реке зритель медленно бредет вдоль крепостной стены и оказывается перед зелеными крышами монастырских зданий.

Композиция построена таким образом, чтобы зритель, вне зависимости от того, на что он в первую очередь обратил внимание, в итоге оказался в центре картины, там, где расположен монастырь. Храм, колокольня отпускают с нежеланием, заставляют возвращаться к ним еще и еще, рассматривать детали, наслаждаться цветом и покоем.

С большим мастерством проработана вода, небо и лес. Произведение наполнено лиризмом, изяществом, красотой.

Работа хранится в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого.