Описание картины Абрама Архипова Девушка с кувшином - Анализ картин
Описание картины Абрама Архипова Девушка с кувшином

Описание картины Абрама Архипова Девушка с кувшином

Образ русской женщины-крестьянки занимал художника еще с ученических лет. Среди ранних работ Архипова встречаются такие проникновенные, с удивительной реалистической силой написанные небольшие этюды, как “Старуха с прялкой”, “Старуха с мешком на коленях”, а также жанровые картины, посвященные житейским будням и безрадостной доле женщины-крестьянки царской России. Но только в советскую эпоху художник всецело посвятил себя этой задаче и образ женщины-крестьянки занял первенствующее место в искусстве Архипова.

С молодой энергией, с настойчивостью и упорством исканий, свойственными всегда художнику, пишет он красочные, жизнерадостные портреты цветущих, веселых крестьянок, одетых в пестрые, нарядные ситцы, полных нерастраченных сил, здоровья и душевного равновесия. Одними из лучших в серии названных портретов являются “Девушка с кувшином” и “Крестьянка в зеленом фартуке”, принадлежащие Государственной Третьяковской галерее. Лицо “Девушки с кувшином” нельзя назвать красивым, но оно привлекает молодостью и жизнерадостностью.

На девушке яркая одежда, делающая праздничным весь ее облик. Оранжевая кофта, розовый передник и красная юбка дают очень красивое сочетание горячих, пылающих цветов. Цвета эти звучат еще сильнее, подчеркнутые темным пятном стены и интенсивной голубизной эмалированной чашки, которую держит крестьянка.

Прекрасно написаны нитка бус и полива глиняного кувшина.

Пышные рукава кофты, широкая юбка скрывают линии фигуры, но форма выявлена, и очень пластично, объемно написаны лицо и шея. Броская красочность портрета оправдана и закономерна. Она один из компонентов раскрытия образного содержания. Художника радует облик цветущей деревенской девушки с уверенным и смелым взглядом, покоряющей своей непосредственностью и жизнерадостностью.

Она для него – олицетворение силы, здоровья и светлого будущего народа, пробудившегося к активной и свободной жизни.

Настоящая русская девушка, пышная, с мягким добрым лицом, которая готова напоить гостей вкусным сельским молоком. Красна девица! Лепота!!!

Что-то есть в этом портрете от Кустодиева, но у последнего нет вот этой простоты – там всё больше лубочно-народное, русское – хороводное – а здесь вроде как сама душа русская. И открытая и добрая, с сильным мощным телом и крепкими руками. И самое главное, не жадная – последним поделиться. Вот и в самом деле так и есть душа русская! Та самая не придуманная, не прилизанная, не выдуманная, а чисто народная.

Но главное здесь – цвет. Столь ярко стал писать художник именно полотна на крестьянские темы, хотя до этого цикла он писал полотна с довольно мрачными тонами и было как-то всё безысходно. Зато в этом вот цикле художник открылся в ином качестве. Ученик великих русских живописцев Саврасова, Поленова, Прянишникова, Маковского не подвёл своих учеников. Он смело экспериментировал с красками. И добился того, что Третьяков лично покупал у него картины для коллекции.

А ведь и вправду девушка изображена ярко: оранжевая блузка, красная юбка фартук с узором красноватых оттенков. В руке ярко синего цвета чашка, а в другой руке кувшин. И потому она нам кажется, что слишком ярко она представлена, потому что фон тёмный. Именно за счёт этого и яркость. Именно потому нам и кажется, что девушка так и светится. Да кстати, даже румяна на её лице такие яркие красные… В общем, русская красавица.

Что касается самого художника, то жизнь его прошла вся в работе. Он действительно много что сделал для становления русской художественной школы после революции 1917 года. Не давал забывать истоки, не предавал забвению великие имена нашей живописной школы. И это в то время когда всё старое забывалось напрочь, а новое пахло бескультурьем. Только за это мы должны быть благодарны этому живописцу. Он не предал своих учителей.