Анализ картины Алексея Венецианова Девушка в платке - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Девушка в платке

Анализ картины Алексея Венецианова Девушка в платке

Картину “Девушка в платке” написал русский художник Алексей Венецианов в конце 1820-х годов. Это загадочное полотно находится в одном из залов Государственного Русского музея.

Самая загадочная работа мастера

Удивителен в своей реалистичности, этот портрет, видимо, сам художник не посчитал значимым в своей работе. История не сохранила ни имени девушки, которую изобразил Венецианов, ни обстоятельств, при которых был написан портрет. Неизвестно даже, написан он с натуры или этот пленительный образ – плод воображения художника. О «Девушке в платке» нет ни единого упоминания ни в дневниках, ни в письмах Венецианова, хотя обычно он обсуждал свои творческие планы со знакомыми и друзьями.

Основной задачей Венецианов как художник ставил разрушение стереотипов о крестьянах и их жизни. Воспеванию крестьянского труда и обличению тягот и несправедливостей жизни простого народа посвятил он почти все свои работы.

Но вот с «Девушкой в платке» все не так однозначно. На портрете изображена юная девушка. Она смотрит с холста ясным, светлым взором, мило и скромно улыбаясь. Ее голова покрыта клетчатым платком из грубой ткани. Резкие заломы полотна составляют контраст с нежным, светлым образом девушки. Под платком можно разглядеть прическу – гладко зачесанные на прямой пробор темные волосы аккуратно уложены, плотно прилегают к голове. Черты лица ее правильные, гармоничные. Кожа светлого оттенка. Рука, которой она придерживает платок на груди, дополняет ощущение хрупкости образа.

Обобщая все детали, можно засомневаться, что на портрете изображена крестьянка. Обычно деревенские девушки отличались загорелой кожей, потому что проводили на улице большую часть времени. Их руки уже к подростковому возрасту становились натруженными, потому что крестьянский труд тяжел, а наравне со взрослыми трудились даже дети. Гладко зачесанные волосы и аккуратная прическа у крестьянки могли быть разве что в праздничный день. А уж о том, чтобы найти время долго позировать художнику, и речи быть не могло.

Тщательность прорисовки деталей и реалистичность портрета позволяют предположить, что он был написан не за один сеанс и художнику специально позировали. Так что есть все основания предположить, что загадочная незнакомка на портрете – не крестьянка, а девушка из дворянской или купеческой семьи. Ее тайну Венецианов предпочел сохранить, а для зрителей запечатлел чудесный образ молодости, кротости и манящей загадки.

Всю свою жизнь Венецианов посвятил изображению простого народа. В 1819 художник покидает Санкт-Петербург и селится в своем небольшом имении — селе Сафонково в Тверской губернии. Он больше не пишет портретов на заказ, а изображает крепостных крестьян: мужчин, женщин, детей, и делает это с любовью и уважением. Среди таких работ есть целый ряд полотен с удивительными женскими образами. Одним из них является и описываемая картина.

Этот небольшой этюд оставляет неизгладимое впечатление. Художник изобразил юную девушку, почти девочку. Ее образ занимает почти все пространство холста. У девушки светлое, одухотворенное лицо. Она представляет собой классический типаж русской красавицы. Ясные серые глаза смотрят на зрителя, на пухлых губах застыла полуулыбка, щеки слегка порозовели от смущения. Русые волосы, разделенные на пробор, спрятаны под большим темно-синим клетчатым платком, который она поддерживает рукой, чтобы не соскользнул с головы.

Платок имел большое значение в русском народном костюме. Его носили женщины всех сословий и возрастов. А замужняя женщина обязательно должна была покрывать волосы головным убором. Платок считался хорошим подарком. Он являлся неотъемлемой частью приданого, которое готовилось задолго до свадьбы. Возможно, этот платок подарил девушке сам художник в благодарность за позирование, а может быть это была ее личная вещь. В любом случае, платок оттеняет природную красоту юной крестьянки и фокусирует внимание зрителя на ее сияющем лице.

Только руки выдают статус девушки — видно, что она не понаслышке знает, что такое тяжелый деревенский труд, ведь тогда дети рано начинали помогать родителям.

Задний план этюда художником намеренно не проработан. Мастер пишет женскую фигуру на коричневом фоне. Он не отвлекает внимание зрителя от самой девушки. Ее чистый образ невольно привлекает взгляд и остается в памяти.

Венецианов в своих работах оставил нам немало ярких типажей крепостных крестьян. За каждым из них стоит личность, живой человек. Художник показывает, что крепостные, которые тогда находились на рабском положении, способны к возвышенным чувствам. Они сильны духом, красивы, с широкой, как русское поле, душой и большим сердцем.

Его женские образы крестьянок изображают женщин и девушек с ранних лет знающих, что такое тяжелый труд, но прекрасных своим внутренним миром, привлекательных естественной, природной красотой.

Неудивительно, что далеко не все современники оценили масштаб дарования провинциального художника. Изображение деревенской жизни, а тем более крепостных крестьян без прикрас в лучших традициях реализма, считалось «низким» жанром. Венецианов так и не стал академиком и преподавателем в Императорской академии художеств, несмотря на то, что в своем имении ему удалось обучить живописи многих талантливых крестьянских ребятишек.

Художник умер в безвестности, но творения его до сих пор радуют людей, воспевая русский народ и русскую землю.

Полотно кисти выдающегося художника Венецианова полно загадок: кто эта девушка и когда был нарисован ее портрет. На первый вопрос ответ так и не найден. Что касается второго, то принято считать временем создания картины 30-е годы. Эта одна из немногих работ художника, о которой он не вспоминал в своих письмах. О ней даже не говорили его друзья и знакомые.

Возможно, сам автор не считал портрет одной из примечательных своих работ. Но все же то, что портрет появился, стало событием в мире русской живописи.

Получив известность и перебравшись в собственное имение, Венецианов разделил жизнь на две половины. Именно вторая стала началом нового периода в его творчестве. Начиная как портретист, художник все больше проникает во внутренний мир человека и теперь он стремится явить свету богатый мир простых крестьян, чей труд не может не вызвать восхищения.

Изображая крестьян, Венецианов начинает ломать устоявшие стереотипы. Он видит прекрасное в этих людях, особенно мастера манит женская красота. Крестьянки художника не похожи на измотанных тяжелой работой женщин. Они настоящие, простые и открытые.

Именно тогда и появляется картина «Девушка в платке». Это результат спора реалиста и поэта, которые уживаются в душе художника. Почему-то это лицо девушки выделяется среди многочисленных портретов художника. Оно полно одухотворенности, от чего выглядит еще милые. Свою девушку Венецианов избавляет от застывшей неподвижности.

Судьба каким-то чудом защитила девушку от невзгод крестьянской доли. Кажется, что на губах играет легкая улыбка, едва уловимый намек на нее. А глаза полны веры в жизнь и людей, они доверяют миру вокруг, неся в него чистоту и свет. Черты лица полны гармонии и прелести юности. Такой образ вызывает уверенность, что девушка заслуживает радости и счастья в свое жизни, ведь иначе просто не может быть.