Описание картины Абрама Архипова Прачки - Анализ картин
Описание картины Абрама Архипова Прачки

Описание картины Абрама Архипова Прачки

Прачки — Абрам Ефимович Архипов. Холст, масло. 91.7 x 71.6 см

Великолепный художественный шедевр написал А. Е. Архипов! Полотно «Прачки» создано в стиле импрессионизма, по сюжету жанровой сцены. Имеется две версии авторской работы. Над её созданием талантливый художник трудился три года и закончил в 1901 году.

Абрам Архипов был увлечён живописью сюжетов из жизни прачек – крестьянок. Его привлекало изображение их фигур и тел, согнувшихся за изнурительным рабочим трудом. Сюжет картины появился благодаря случайному посещению Архипова одной из Московских прачечных. Художник искал новые темы для вдохновения.

В заведении мастер побывал несколько раз, чтобы правдиво воссоздать на полотне женский труд. Помещение было тёмным и сырым. Всюду клубился тяжёлый водяной пар, и удобств для написания картины практически не было. Художник вежливо пригласил женщин позировать в свою мастерскую. Работа длилась очень долго. Вдохновение уходило и посещало его снова.

Архипова привлекла фигура пожилой женщины в усталой, согбенной позе. На ней – длинная синяя юбка, белая блуза, лёгкая косынка. Она присела отдохнуть, снимая боль в напряжённых от тяжёлого труда мышцах спины. Женщина задумчиво смотрит в пол. Художник изобразил её настолько правдиво и достоверно, на сколько позволяла его высокая творческая направленность.

На заднем плане картины прачки изображены со спины. Они одеты в рабочей одежде с передниками. Слева – седая женщина, стирающая бельё в корыте. На столе – кувшин, стоящий на белой ткани. На полу лежат обрывки материи. В маленькое окошко проникает дневной свет. Он разбавляет тёмный сумрак подвального помещения своим блеском.

В конце 90-х годов девятнадцатого века вся Россия встала на путь индустриализации. В связи с этим многие крестьяне вынуждены были отправляться на приработок в город. Такую сцену новой городской жизни случайно увидел Абрам Ефимович Архипов, проходя по московским переулочкам в районе Смоленского рынка, он в приоткрытую дверь подвала увидел двигающиеся фигуры и почувствовал щелочной запах прачечной.

Заглянув в заполненную паром, звуками плещущейся воды и женскими голосами комнату, он увидел нескольких женщин разного возраста, которые стирали, колотили, отжимали и стряхивали бесчисленные полотна.

Художник познакомился с женщинами и пригласил их к себе в ателье позировать для картины. После своей картины “Поденщицы на чугунолитейном заводе”, имевшей на XXIV передвижной выставке большой резонанс, тема судьбы простой сельской женщины в России стала для Архипова смыслом всей его художнической деятельности. Никто так не воспел красоту и самобытность северной крестьянки, как Архипов в своих красочных и живописных портретах односельчанок.

Ему понадобилось несколько лет, чтобы прийти к окончательному варианту этой картины.

Первый вариант изображает всех женщин в их привычных рабочих движениях. Второй же вариант базируется на контрасте механического повторения рутинных движений работающих женщин и неподвижно сидящей прачки в чрезвычайно выразительной позе смертельно усталого человека. Лица, фигуры, позы и одежда настолько индивидуальны, что кажется, ты знаешь этих женщин давно.

Композиция картины стремится в перспективе к маленькому окошку, дающему слабый свет, сквозь пар, поднимающийся от раскаленных чанов. Распаренные лица, насквозь промокшие от пота, пара и мыльной воды одежда, волосы, платки, руки и лица. Вся эта движущаяся масса делится на две части мастерски написанным светлым пятном мокрого пола.

Общий серебристо серый с лилово-пурпурными включениями колорит напоминает старинную икону. Виртуозная живописная манера, благодаря точности и достоверности деталей создает впечатление легкости и свободы.

На своем долгом и успешном творческом пути Абрам Ефимович Архипов напишет множество чудесных картин, достаточно вспомнить его “крестьянский” цикл портретов женщин в красочных северных народных нарядах, но “Прачки” останутся живописным шедевром, значение, которого трудно переоценить. Его живописная, психологическая и художественная ценность останется достоянием России.

Картина была задумана в Москве и вдохновлена посещением прачечных, располагавшихся неподалёку от Смоленского рынка.

Однако для позирования было выбрано другое место – угол в мастерской Архипова, где освещение соответствовало подвалу прачечной.

Первый вариант полотна охватывает большее количество фигур, второй более лаконичен. В первом варианте группа прачек образует композиционный круг и выглядит как единое целое. Мастерство художника передаёт их изнеможение, вызванное непомерным трудом, а эффект движения достигается через использование рефлексов света, играющего на мокрых поверхностях предметов и бледных лицах женщин. Во втором варианте картины тема тяжёлого труда раскрывается через образ старухи-прачки, сидящей возле корыта с бельем и сгорбившейся от усталости.

Колорит картины стоится на оттенках серого, пурпурного и сиреневого цветов. Широкие мазки передают блеск мокрого пола, насквозь пропитанный влагой воздух, клубящийся вокруг прачек пар и бледное освещение из крошечного окошка, край которого виден на картине.

В полотне «Прачки» в первую очередь прослеживается социальный мотив: предельная усталость от тяжёлой работы и осознание безвыходности своего положения, вызывающее у женщин ещё и душевную тоску, чувство безысходности и апатии. Кроме социального подтекста, в картине реализуется новая художественная манера: обобщенность формы, почти полный отказ от детализации в изображении, работа широкими мазками и стремление к свободному письму.