Оборона Петрограда Александра Дейнека - Александр Дейнека
Оборона Петрограда Александра Дейнека

Оборона Петрограда Александра Дейнека

Дейнека – советский живописец, предпочитавший всем прочим жанрам жанровую сценку, а стилям – социалистический реализм, для которого характерна большая точность, некоторая угловатость, отсутствие лишних деталей и очевидное воспевание социалистического строя. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро – например, “Маяковскую” и “Новокузнецкую”.

“Оборона Петрограда” одно из его эпических полотен. Подготовка к его написанию была долгой, однако на непосредственную работу с холстом и красками ушло всего две недели – концепция была уже готова, было создано множество эскизов и достаточно было только перенести задуманное на бумагу.

Картина поделена как бы на два яруса, и по обоим идут солдаты. Внизу – здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Их командира Дейнека писал с настоящего военного командира, типаж которого ему очень понравился.

Фигуры их по-своему схематичны, чтобы различить в них живые краски, выражения лиц, детали костюмов нужно присмотреться – идут они по снегу, и художник писал, что люди на снегу всегда представляются ему лишь силуэтами людей, что и нашло отражение в картине. Среди солдат идут и медсестры, все они при оружии, лица их суровые и выражают готовность сражаться до конца.

По верхнему же ярусу шагают раненные, вернувшиеся с войны. Ещё более схематичные, скомканные, перекошенные, они уже не создают ощущения силы и непреклонности, оставляя только жалость и какое-то глубинное непонимание смысла войны.

Это одно из лучших произведений искусства советской эпохи. Монументальная сюжетная картина, насквозь пропитанная своим содержанием. Она увидела свет, когда страна уже прошла самый кровавый и страшный период гражданской войны. Однако тень революции все еще витала над головами людей и не давала спокойно спать всем, кто пережил страшные годы — голод, разруху, смерть родных.

Зима 1919 года. Разгар гражданской войны. Питерский рабочий класс поднялся на защиту Петрограда от армии Юденича, которая подошла к самым окраинам города. Все, кто был способен сражаться, взял в руки оружие и вступил в ряды защитников. И каждый был готов к страданиям и смерти за Родину.

Картина подчеркивает твердость и непоколебимость солдат — защитников штаба революции — Петрограда. На переднем плане зритель наблюдает, как уходят на фронт вооруженные рабочие — бойцы Красной Армии. Не важно, стар или млад, мужчина или женщина, здоров или ранен — в битве нужен каждый. Мало кто одет по сезону, в шинель или бушлат. На многих лишь рубахи, пиджаки и кепки. Но все они шли, твердо и смело, навстречу победе. Их лица словно вырублены из камня — напряженные, суровые. Это лица людей, преданных своему долгу и готовых сражаться за самое ценное — свою землю и свободу.

На заднем плане изображен железнодорожный мост, по которому возвращаются с фронта раненые. Их лиц почти не видно, автор подчеркнул лишь силуэты бойцов — перевязанные, сгибающиеся от боли и укрывающиеся от холода. У них нет оружия, потому что оно осталось на поле боя тем, кто еще сражается.

Мрачный колорит выдержан в бело-серых и бурых тонах, наиболее характерных для военной эпохи того времени. Главная мысль этой картины — мужество, героизм и железная стойкость защитников революционного Петрограда, которые, глядя на возвращающихся с линии обороны товарищей, раненых и изможденных, понимают, что их ждет и как нелегко им придется в бою. Однако все они уверенно идут на фронт, держа строй, твердо чеканя шаг, полные оптимизма и уверенности в победе.

По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу).

Укутанные в шинели согбенные фигуры раненых, вернувшихся с фронтов, являют собой зрелище тягостное. Но ближе к зрителю проходит колонна новых красноармейцев, смело шагающих навстречу судьбе, в рядах которых заметны и женщины, и даже раненый человек с перевязанной головой, не щадящий себя ради общей цели. Нужные типажи для написания картины художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне.