По работам художника Александра Александровича Дейнеки можно проследить весь путь страны советского периода, начиная с революции 1917 года и заканчивая серединой 20-го века – расцветом СССР.
Его картину «Оборона Севастополя», написанную в 1942 году, называют художественным шедевром по своему замыслу и исполнению.
Как человек всем сердцем любивший Родину, он не мог не откликнуться своим творчеством на военное событие – Великую Отечественную Войну. Он работает в информационных «Окнах ТАСС», рисует политические плакаты, из поездок к фронтовой полосе привозит много зарисовок и эскизов.
Но, по словам самого Александра Александровича, решающим толчком к написанию картины послужил фотоснимок разрушенного фашистами Севастополя. Он был поражен — разве это тот любимый им, веселый, яркий, солнечный город у моря? И Дейнека так увлечен написанием картины, что уже через шесть месяцев, осенью 1942 года, она представлена на выставке в Москве.
Автор задался целью не воспроизвести конкретное событие, а символично показать битву между двумя непримиримыми силами: с одной стороны неудержимую мощь, ярость, бесстрашие защитников города, с другой – черных захватчиков.
Сражение идет на набережной города, все небо закрыто дымом от полыхающего огня, вдали руины домов.
Матросы, бегущие снизу вверх на помощь остальным, сразу же вступают в схватку, преграждая путь к берегу моря.
На переднем плане картины воин, бросающий гранаты. Он ранен, но во всей его позе чувствуется решимость уничтожить ненавистного врага, ползущего на его родную землю.
Дейнека нарочито использует такой ход, как непропорциональное изображение фигур — моряк в белом выглядит крупнее и внушительнее по сравнению с хлипким фашистом, уткнувшимся в землю. Этим он говорит, что как бы ни закончился бой, перед армией, защищающей свою родину, враг всегда будет мелок и слаб.
Полотно «Оборона Севастополя», пожалуй, самое сильное в творчестве Дейнеки произведение. Созданное в трудный военный год, оно дало уверенный посыл, что таких героев никогда не сломить и победа обязательно будет.
Для произведения он выбрал не конкретный исторический эпизод, а изобразил скорее символическую битву. Все в работе построено на контрастах. Представлена набережная бывшего курортного города: море почернело от сажи, небо затянуто гарью и красными отблесками взрывов. Полуразрушенные дома, прежде белые, а теперь покрытые черной копотью, теряются за этой кровавой дымовой завесой. С воздуха атакует самолет-истребитель, а между фигур моряков виден танк.
На втором плане происходит схватка между советскими моряками в белых одеждах и черными фашистами. Двое врагов уже лежат поверженные, но среди красноармейцев нет погибших или раненых. Художник демонстрирует силу и превосходство русских моряков над немецкими солдатами.
На первом плане изображена ключевая фигура моряка. Он победил в рукопашной схватке противника, а теперь готовится бросить связку гранат, чтобы обезвредить наставленные на него фашистские штыки. Художнику удалось передать пружинистость его позы, напряжение мышц, сосредоточенное внимание на лице. Из рассеченной щеки льется кровь, но он в пылу боя даже ее не замечает.
Для большей выразительности Дейнеко использует сильные композиционные приемы. Фигуру матроса он смещает влево, чтобы усилить реалистичность происходящего – так зритель чувствует себя участником событий. При этом, в теле главного героя читается диагональ: она начинается от его левой ноги и уходит к рукам, держащим гранаты. Согласно композиционным правилам, диагональ, направленная вдаль от зрителей – это символ победы. Автор верит в торжество русской армии над фашистами и убеждает в этом всех, кто смотрит на его произведение.
Подпочвой для написания картины стали увиденные художником фотоснимки развалин Севастополя. Дейнека долго собирал материалы о городе-герое, делал много набросков и зарисовок, вынашивая свой замысел – показать зрителю трагические события.
Фактически Дейнека стал автором монументального эпического художественного произведения, в котором обобщена героика Великой Отечественной войны. На полотне он запечатлел героизм морской пехоты, солдат, что при обороне Севастополя отдали свою жизнь.
На набережной точится тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина. Он готов к сражению, чувствуется даже его напряженное дыхание.
Чтобы достичь правдивости изображаемого, художник сместил фигуру матроса немного влево. Таким образом создается впечатление, что гранаты вот-вот пролетят оставшимся пространством. Мастерски живописец подошел также к изображению надвигающихся немецких войск. Здесь он использовал своеобразный композиционный прием, показав лишь торчащие винтовки. Сверх динамики картине придают люди в движении на заднем плане.
Что касается колористики картины, то она построена на контрасте – красное небо и белая форма матросов.
Каких-то временных ограничений в картине не ощущается. Рассматривая ее, зритель невольно становится участником происходящего.