Текстильщицы Александра Дейнека - Александр Дейнека
Текстильщицы Александра Дейнека

Текстильщицы Александра Дейнека

Советский живописец Александр Дейнека мог развивать свой талант в лоне мексиканских муралистов или американских социальных реалистов. Однако он считал их сильно мелкими для своих произведений. Он хотел трудиться в Советском Союзе, в государстве, которое нуждалась в том, что идеи страны выражались более масштабно. За всю свою жизнь, Александр Александрович занимался графикой, живописью, монументальной живописью, скульптурой. Разговаривая с художником важно было затрагивать не разнообразие всех техник, которыми владел Дейнека, а значимость тем. Александр Александрович идеализировал свою страну и предпочитал работать в стиле соцреализма (на то время он еще не существовал, его охарактеризовали позднее).

В 1927 году художник создает два замечательных полотна – «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В картине, которое описывает простую рабочую жизнь девушек на фабрике, мы видим насколько Дейнека тяготеет к монументальности. Даже он сам, позже, рассказывая про «Текстильщиц» признавался, что поверхность полотна обрабатывал так, что она становилась гладкой и лакированной. Все девушки, изображенные на картине, работают в ритме станков для тканья. Машины, бобины, катушки, люди – все это сливается воедино в одно целое.

Живописец принадлежит к тем людям, которых признала публика, искусствоведы и арт-рынок. Достаточно много его полотен находится в музеях. В последнее время его картины были замечены на открытых торгах. В период с 1989 и по 2001 гг. не было издано ни одной монографии про художника.

Картина «Текстильщицы» явилась результатом поездки Дейнеки по заданию журнала «Безбожник», с которым художник сотрудничал. Одновременно он был одним из лидеров Общества станковистов, где велись разработки метода синтетического отражения реальности.

С тем, что изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все – и создатели радикального авангарда, и последователи фигуративной линии. «Нельзя сейчас в позе купца или фабриканта, – замечает Александр Дейнека, – писать нашего ударника. У него <…> другая стать <…> и художник должен увидеть эту стать и суметь показать ее». «Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев, <…> рабфаковцев <…>». «И именно это новое время, – утверждали молодые художники, – надо втащить на холст». Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами.

В картине художник применяет характерный для фотографии и кино принцип монтажной композиции. Он писал: «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях». Фигуры ткачих решены на контрасте масштаба, объема и цвета, они будто противопоставляются фону. Изображенные в сложных ракурсах, объемные фигуры выделяются на фоне графически четкого рисунка деталей фабричного оборудования, что придает композиции особую динамику. Господствующие в картине радостно-мажорные интонации дают новое осознание не только внешних обстоятельств труда, но и его психологии, его духовного смысла. Основное здесь – чувство свободы и достоинства.

Художник удивительно чутко ощущал пульс времени и отражал его в своих полотнах. Он мастерски выстраивает композицию в смежных разновременных планах, ритмы работающих ткацких станков объединяются в своего рода орнаментальное пространство, почти монохромный серебристо-белый колорит придает картине четкость и графичность авторской пластической манеры, которая приобретает публицистическую заостренность и убедительность.