Анализ картины Александра Дейнека Эстафета - Александр Дейнека
Анализ картины Александра Дейнека Эстафета

Анализ картины Александра Дейнека Эстафета

Александр Александрович Дейнека – разносторонний и талантливый художник советского периода, человек начала 20-го века, прошедший путь от появления молодой страны Советов до ее расцвета. Советские люди в работах Дейнеки — красивые, с высокими моральными принципами, сильные, здоровые, спортивные, стремящиеся к победам.

Такие юноши и девушки и изображены на одном из известных полотен Александра Александровича, написанном в 1947 году — «Эстафета» (на выставках она проходила под названиями «Эстафета по кольцу «Б» или «Эстафета по Садовому кольцу»).

Спортивная тема всегда интересовала художника и вдохновением в данном случае послужила ежегодная эстафета, проводимая весной в Москве на Садовом кольце, начиная с 1930 года, за исключением военных 1940-х.

Дейнека готовился к созданию самого большого по размеру произведения – делал много зарисовок, эскизов, набросков героев в движении.

Прекрасный, светлый, весенний день на картине. Композиция из юношей и девушек, наверняка самых лучших представителей своих команд, расположена в центре возле разделительной линии на асфальте. Статичности в изображении совсем не чувствуется, наоборот, картина полна движения и энергичности благодаря ракурсу — как бы по диагонали от наблюдателя.

Слева и справа — наблюдающие за эстафетой, просто гуляющие прохожие, любопытствующие.

По мнению некоторых знатоков искусства, в дальней правой группе зрителей художник изобразил себя. Это вполне может быть, так как по общему типажу и профилю есть сходство с фотографиями Дейнеки.

Здания вдалеке и флаги с символами «Динамо» как бы обрамляют полотно.

Картина хороша композиционным построением, легкой цветовой гаммой, «живыми» тенями от спортсменов, тщательной прорисовкой деталей, вплоть до потрескавшегося асфальта. И, конечно же, ощущением праздничного спортивного мероприятия, радостного настроения от духа соревнования, от молодежи — задорной и жизнеутверждающей.

В числе советских именитых живописцев Александр Дейнека прославился как автор жизнеутверждающих солнечных картин, посвященным совершенному нравственному и физическому облику человека.

Художник писал полотна о спорте, о вечном движении человеческого существа к лучшему. Он открыто признавал свое искреннее восхищение пловцами, бегунами, лыжниками и борцами. По его мнению, спорт способен облагораживать, оздоравливать и просвещать.

«Эстафета» – холст 1947 года написания. В первые послевоенные годы царила атмосфера новой надежды, возрождения и мира. Дейнека запечатлел эту пору в создаваемых полотнах.

«Эстафета» была воплощена по наброскам живописца, сделанным в день первомайского празднования. Тогда в Москве на большом проспекте – Садовом кольце – проходили традиционные спортивные соревнования. Мы видим широкую дорогу, размеченную белым пунктиром, тесно стоящие высотные дома на обочине. Цветущее зеленью дерево между зданиями и свежий букет сирени в руках женщины вторят о весне, о мае и добром празднике.

Зрителей соревнования не так много. Но все они: семейные пары с детьми, военные и просто привлеченные радостным событием прохожие, – здоровые, румяные, строгие, но улыбчивые.

Мы видим шестерых спортсменов: три пары парней и девушек. Их фигуры статные, сильные, крепкие; лица погружены в процесс спортивной игры. Светловолосая девушка, уже передавшая эстафету партнеру, победно и счастливо улыбается прямо в глаза смотрящему на картину.

Над головами советских граждан реют флаги с эмблемами спортивных организаций. Небо спокойно и мирно укрывает все происходящее на кольце «Б».

Размер полотна составляет более чем 3 на 2 метра. Оно теперь находится на родине своего создания, в богатой мировыми шедеврами галерее Третьякова.