Картину «Нестор-летописец» написал русский художник Виктор Васнецов в 1885-1896 годах, во время пребывания в Киеве, куда был приглашен для росписи Владимирского Собора.
Достойный быть причисленным к лику святых
Главный герой полотна – создатель первой русской летописи «Повесть временных лет» – Нестор изображен седовласым старцем, корпящим над своим легендарным трудом. В его жилистой руке совсем свежее, непотрепанное перо, хотя в книге, лежащей перед ним, видны только что внесенные записи. Задумавшись над чем-то, он на мгновение отрывается от работы.
Лицо летописца, несмотря на преклонный возраст, совершенно не старческое – вместо бремени лет оно украшено лишь отметинами опыта и мудрости, отчего кажется одновременно и строгим, и добрым.
Нестор опирается на массивный деревянный пюпитр – подставку для книг, выполненную в традиционном русском стиле. На нем расположились атрибуты писательского ремесла – ворох пергаментных свитков, перья и чернильница.
Васнецов изобразил интерьер комнаты в духе представлений интеллигенции своего времени о древнерусской архитектуре – это, прежде всего, массивная и грубо сделанная деревянная мебель, выложенный плиткой пол и голые оштукатуренные стены, причудливое арочное окно, в котором видны купола Владимирского собора и прочие здания.
Отдельного внимания заслуживает одеяние героя – ряса и темный плащ с капюшоном. Использование насыщенной палитры создает ощущение, будто картина только что написана и краски еще сохнут, а контрастные и четкие переходы между объектами сосредоточивают внимание зрителя именно на личности летописца.
Васнецов отдает дань уважения герою своего полотна, изображая его в смиренной, но в то же время – величественной позе человека, несущего фундаментальные знания. И действительно, труд Нестора «Повесть временных лет» стал самым ранним древнерусским летописным сводом, дошедшим до наших дней, который позволил современному человеку очень многое узнать о делах давно минувших дней. Еще одним свидетельством уважения, проявленного к летописцу, является наличие над его головой нимба. Этим Васнецов показывает, что считает достойным видеть старца в ряду святых.
В 1885 – 1896 годах художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов был приглашен для росписи Владимирского собора в Киеве. Для этой работы им было создано огромное множество эскизов с изображением ликов святых. Одним из них был летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет» — основного источника, на котором основываются современные представления о раннем периоде русской истории. Признавая заслуги этого образованнейшего человека своего времени, Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобного.
В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие. Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела. В полукруглом окне виден Киев – трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова. Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события. На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.
Фигура легендарного создателя «Повести временных лет» — первой русской летописи – окутана тайной и дымкой времени. Художник изобразил его мудрым старцем в темном монашеском облачении, занятом написанием своей знаменитой летописи. Он на секунду оторвался от работы, задумавшись над текстом. Седобородый старик с глубоким орлиным взглядом изображен как святой, с нимбом над головой, на фоне своей кельи.
Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности – большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время – фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.
Одеяние Нестора также стилизовано – на нем ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и темный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и четко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нем ответственность перед потомками.
Картина пропитана уважением и признательностью к этому великому человеку, не просто человеку, а известнейшему историку древности, ведь благодаря его трудам, мы знакомы с «Повестью временных лет», а также и с походами князя Игоря. Не зря художник изобразил историка с нимбом на голове, так как считает, что место этого человека среди святых и мудрых людей.
Картина насыщена цветами, переходы придают реальности и четкости, будто картину написали только что и краска еще сохнет. На ней изображен старик, но лицо у него совершенно не старческое, оно покрыто отметинами опыта и мудрости, оно одновременно и строгое, и доброе.
Весь облик историка как будто учит нас пониманию жизни и осмыслению того, что нас окружает и дает нам знания. Запечатлен момент, когда историк излагает на бумаге свои мысли и исторические факты, его руки сильные и жилистые, перо в его руках также не потрепано, оно выглядит так, будто им вовсе не работали, но в книге видны уже ранее занесенные записи.
Взгляд историка устремлен в книгу и нахмуренные брови немного надвинуты на глаза, так его вид становится еще более суровым и благородным. лишь седина и залысина свидетельствуют о том, что перед нами человек преклонного возраста, остальное же говорит об обратном, что изображенная личность еще не готова покидать этот бренный мир.
Видимо художник старался изобразить историка в процессе написания одной из его работ, потому как и пейзаж за спиной , и освещение, и предметы в руках говорят нам о том, что действительно происходит важный исторический процесс.
Глубокие морщины на лбу и под носом настолько хорошо видны, что создается такое впечатление, будто автор картины лично был знаком с историком или писал его портрет. Вся картина пропитана духом стремления к познаниям и творчеству, а также к донесению до потомков истин.