Серов Валентин известен больше как график, художник портретист. В 1905 году написал картину «Натурщица», около которой с каждым годом ходит все больше и больше домыслов – кто же изображен на картине?
Валентин Александрович понимал, какую роль в живописи играет женская натура, женский образ. Встречаются мнения, что на картине изображен Вера Ивановна Калашникова. Кем она была, достоверно неизвестно. Известно только то, что Вера Калашникова была его любимой натурщицей, которая изображена на нескольких картинах.
Рисунок Валентина Серова Натурщица выполнен в раме с восемью углами, большая часть листа свободная от краски. Серов может позволить себе рисовать только то, что его интересует. Техника рисования маслом не допускает таких вольностей – пустой холст будет выпадать из общей картины. В изображенной натурщице мы видим, как Серову удалось передать человеческое достоинство, благородство девушки.
Изображена Вера Ивановна Калашникова. По воспоминаниях М. Ф. Шемякина, занимавшегося в мастерской Серова в 1902-1905, этюд сделан с “любимой натурщицы Серова” — Веры Ивановны. Работа с ней нередко помогала художнику найти нужное художественное решение в лучших его произведениях. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Она также позировала художнику во время работы над портретом Г. Л. Гиршман, помогая найти постановку фигуры, поворот головы — Серов старался по возможности освободить заказчицу портрета от утомительного позирования.
Художник часто работал одновременно с учениками, однако его «обнаженные» далеки от учебных штудий, это самоценные произведения, в которых проявляется виртуозное мастерство зрелого художника. Серов выбирает сложный ракурс, вписывает изображение в шестигранную форму, находит точку хрупкого равновесия в позе модели и ее взаимодействии с окружающим пространством, превращая учебную постановку в законченное, полное гармонии произведение.
Прожил Валентин Александрович Серов недолгую жизнь, умер в сорок шесть лет. Творческая жизнь его составила около тридцати лет. Сам художник воспринимал свой талант портретиста как проклятье. Жил скромно, не хотел приобретать популярность, не был замечен в публикации громких манифестов. Все произведения великого художника смело занимали нишу в этапах развития русского реализма. Благодаря дару Валентину Александровича впитывать достижения всех художников, которые были до него, а также наследие художников нового поколения, мы можем наслаждаться его работами, которые размещены в галереях Российской Федерации.