Картина Томаса Гейнсборо Дама в голубом - Мировые шедевры
Картина Томаса Гейнсборо Дама в голубом

Картина Томаса Гейнсборо Дама в голубом

«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо. Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747). Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн[en] тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок».

Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи. К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. № 3509). Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. «Портрет дамы в голубом» кисти Т. Гейнсборо — одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели. Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Рейнолдс.

Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, — это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue). Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея.

Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства. До сих пор точно неизвестно, кто изображен на картине, многие исследователи творчества художника склоняются к версии, что это герцогиня Елизавета Бофорт, дочь адмирала Боскауэна. Хотя эта версия не является бесспорной, в искусствоведении часто используют альтернативное название картины «Портрет герцогини де Бофор» (французский вариант титула).

Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность.

В Эрмитаж портрет попал из частной коллекции егермейстера А. З. Хитрово, который увлекался английской портретной живописью.

«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо.

«Дама в голубом» — единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор.

Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» — пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века. Узкие покатые плечи, стройная шея с грациозным изгибом, напоминающая цветочный стебель, сложная конструкция высокой прически, венчаемой шляпкой с перьями, довольно интенсивный искусственный румянец, использование пудры не только для лица, груди и шеи, но и для тонирования парика – всё это типично не только для Англии Гейнсборо, но и для России второй половины XVIII

Один из самых поэтичных художников, признанный глава английской школы, любимец английских аристократов, наперебой заказывавших ему свои портреты, в собрании Эрмитажа представлен работой, относящейся к расцвету его творчества. Замечательный колорист, Томас Гейнсборо для каждого своего портрета подбирал наиболее выразительную цветовую гамму. Так, живописная поверхность «Портрета дамы в голубом» светится холодными мерцающими красками.

Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено.

Данное полотно является единственным произведением английского живописца в художественном музее нашей необъятной страны. Существует версия, что это портрет герцогини де Бофор, дочери адмирала Эдварда Боскауэна. Творение можно отнести к расцвету художественных способностей живописца, когда он всерьез берется за женские образы в стиле декоративного портрета.

На портрете изображена молодая женщина, правой рукой придерживающая свою шаль. Утонченная красота и аристократическая изысканность, грациозное движение руки герцогини, словно в этих красивых пальцах есть нечто большее, чем просто плоть. Пленительное женское изображение является отражением представлений о модных тенденциях и понятии красоты, которые характерны для 18 века.

Голова герцогини под тяжестью парика немного наклонена вбок. Наличие узких покатых плеч, стройной шеи с тонким изгибом, сравнимым с цветочным стеблем, сложной конструкции тяжелых волос, которые собраны в высокую прическу, венчаемую шляпой с пером, интенсивного искусственного румянца, пудры, как на лице, так и на других частях тела, и даже на парике становится типичным для английских и российских герцогинь.

В художественном плане Гейнсборо вышел за пределы того, что составляет парадный портрет, а именно: внешняя красивость и часто ложная значительность. Художник стремился не к показу общественного положения или светских успехов, а к изображению индивидуального, личного. В мечтательном взгляде можно прочитать подвижность натуры, легкую иронию и сдержанную горячность. Несмотря на состояние покоя многих героев полотен Гейнсборо, они кажутся нам в движении.
Показ тонкой одухотворенности и интеллектуальности выводит автора полотна на новый уровень мастерства, где под внешней составляющей мы можем увидеть детали внутреннего мира.

Голубой и серый оттенки сливаются в едином ритме и создают мелодику красок. В некоторых местах красочного слоя так мало, что через него проглядывает холст. Гейнсборо является создателем новаторской живописной техники, в основе которой использование тонкого мазка, то слишком длинного, то совсем короткого, который и создает динамичную текстуру. Изысканная гармония холодных оттенков заставляет нас почувствовать, что картина создана словно легкими мазками, с использованием мягкого карандаша, а не кистей.

Томас Гейнсборо является одним из самых известных портретистов конца IIIVX столетия. Картина была закончена художником в 1780 году, написана маслом. Оригинал картины на сегодняшний момент хранится в Эрмитаже. Художник отличался особым свойством гармонично подбирать краски для изображения светских персон в своих картинах. Особенной популярностью художник пользовался у английской знати той эпохи.

Имя дамы, позирующей художнику, до сих пор остается загадкой для исследователей творчества художника. Есть предположение, что этой загадочной аристократкой была герцогиня де Бофор, но истинных подтверждений данным фактам не найдено.

Обращаем внимание на то, что картина выполнена с использованием холодных оттенков. Голубой в обилии используется для изображения длинной шали, которой прикрывает дама части своего легкого платья, шляпка герцогини также имеет голубой цвет. Создается такое впечатление, как будто густые, сильно напудренные волосы молодой дамы также имеют голубоватый оттенок.

Снежно белый цвет молодой кожи девушки заставит восхититься любого человека. Художник максимально отобразил внешние особенности юной особы и как будто сумел передать через мелкие детали образа её внутреннее состояние. Внешне невозмутима, с загадочным, пронизывающим взглядом темно-карих глаз. Темные, тонкие брови и небольшая здоровая румяность молодых щек. Локоны дамы уложены таким образом, что наблюдающий видит, как сзади они касаются нежных плеч. А на конце темной шелковой ленты, завязанной под подбородок, виднеется золотое распятье.

Алые губы девушки слегка приоткрыты, оголяя жемчужно-белые зубы. Тонкие пальцы слегка придерживают шаль, которая опустилась с хрупких плеч девушки. Аристократка нежно придерживает её, глядя куда-то вдаль.