Анализ картины Константина Сомова Арлекин и дама - Константин Сомов
Анализ картины Константина Сомова Арлекин и дама

Анализ картины Константина Сомова Арлекин и дама

Красочное полотно «Арлекин и дама» представляет нам К. Сомова как художника-графика. Мастер кисти изображает обычную картину – дама и ее кавалер гуляют парковой аллеей. Неожиданно их сменяют персонажи маскарада – двойники в масках. Это герои комедии Коломбина и Арлекин. Они жеманно обнимаются, однако выясняется, что эти персонажи – нарисованные куклы из картона.

Для Сомова обращение к арлекинаде — способ воспарить над действительностью, уйти от реальности, от настоящего. В своих работах он выработал множество способов «покинуть постылую современность, сдвинув время на столетие». Отсчет времени может задать тип лица модели, прическа, костюм, детали интерьера. Но главное его магическое средство для свободного перемещения во времени — техника и манера исполнения. Происходящий из семьи хранителя Эрмитажного собрания, художник тонко чувствовал эпохи, разбирался в техниках и приемах рисования, виртуозно имитировал их. «Арлекин и дама» исполнена акварелью тончайшими миниатюрными движениями кисти – так как работали любимые Сомовым европейские акварелисты или русские мастера первой трети ХIX века.

В этой большой, исполненной акварелью и гуашью, «картине» реализована привычная для произведений Сомова иконография: дама и кавалер в старинных костюмах в парке. Но здесь и костюмы театральные и все превращено в театральное представление: арлекин и дама манерно обнимают друг друга, сама композиция картины построена как декорация, а ветви деревьев спускаются, словно занавес. Слева от Арлекина – еще один элемент театрального реквизита: корзина с цветами. Отблески фейерверка, освещают застывшие фигуры, выделяя их из темноты. И вдруг становится ясно, что и главное герои — всего лишь обман, картонные фигуры, пестрые манекены.

Все работы Сомова уносят зрителя в мир воспоминаний, сна и идиллии, которой больше нет. О ней тоскует художник и сознает, что невозможно возвратить потерянную гармонию.

На заднем плане живописного полотна виднеются фейерверки. Именно они вместе с лучами вечернего заката освещают чудное действие в парке, выхватывая героев

из кромешной тьмы. Мастер кисти искусно театрализовал происходящее. В работе над полотном художник использовал любимую гуашь, гармонически сочетая ее с акварелью, поэтому цветовое решение то насыщенное и сочное, то немного прозрачное. Кисть и гуашь в руках виртуоза придают картине волшебства, а сам автор произведения как бы невзначай обращается к созерцателям.

Своеобразное воображение живописца перенесло нас в далекое прошлое восемнадцатого века, он одел героев того времени в соответствующие костюмы, едко передавая жеманность придворных балов. Ведь в таких «странных» маскарадах трудно было понять, естественна ли улыбка у героев или наигранная.

Вся композиция картины – сплошные декорации. Ветки деревьев свисают словно кулисы, слева от Арлекина – еще одна бутафория: корзина с цветами.

Сомовская «дама» закрыла свой облик маской черного цвета. Арлекин же снял маску и открыто улыбается. Занавес открыт, зритель имеет возможность лицезреть утонченную внешность персонажей, ведь темная маска гармонически сочетается с бледно-розовой кожей обличия и вычурными нарядами.

Весь театральный антураж на полотне на миг замер: маски застыли, а манекены стоят не двигаясь. Картина «Арлекин и дама» очень эффектна. В ней главное место Сомов отводит цветовой гамме, изысканности туалетов и аксессуаров, а также фантастике света.