Полотно создано в 1785 году. Основой для картины послужил холст и масло. Размеры ее поражают воображение, высота полотна составляет порядка 3.9 метра, ширина – 2.9 метра. Удивительно, но известен не только автор картины, но также и имена тех, кто на ней изображен.
Центральное место на полотне занимает молодая пара, прогуливающаяся под ручку в компании веселого белого пса. Героями картины стали реальные люди – Уильям Халлет и Элизабет Стефен, будущие муж и жена. К моменту написания полотна молодым людям едва исполнилось по 21 году, они еще весьма юны, неопытны и потому невинны. Полотно создано до свадьбы и видимо являлось свадебным подарком.
Соединив в картине талант портретиста с мастерством пейзажной живописи, Томас Гейнсборо изобразил молодых влюбленных на фоне обычного лесного пейзажа. Юноша и девушка богато одеты, их костюмы совершенно не подходят для дальней прогулки, но прекрасно подчеркивают социальный статус и положение в обществе.
Светлое платье девушки обильно украшено рюшами. Тонкость талии подчеркивает черный поясок. Волосы девушки распущены, по обычаям того времени ее голова покрыта широкополой шляпой с несколькими страусиными перьями. Юноша одет в черный фрак, полу которого он придерживает левой рукой. Правая рука согнута в локте, для того чтобы на нее с удобством могла опереться шествующая рядом леди. Молодой человек носит серый парик.
Взгляды гуляющей пары устремлены куда-то в бок. Всем своим видом они стараются показать, что происходящее является обычной прогулкой, обыденным действием, на котором не стоит акцентировать внимание. Бегущий рядом с девушкой белый пес пытается заинтересовать своих хозяев, но ему это не удается. Взгляд персонажей на картине затуманен, они наслаждаются тишиной и друг другом.
Описанное стремление к подчеркиванию обыденности характерно не только для полотен Гейнсборо, но и для картин других художников того периода. В XVIII веке такой жанр портретной живописи получил название – “conversation piece”. Национальная Лондонская галерея хранит немало полотен, написанных в данном жанре. Одним из таких полотен и является “Утренняя прогулка”.
Пропасть отделяет этот поздний портрет от «Портрета мистера Эндрюса с женой». Жизненная энергия, свойственная последнему, с течением времени претворилась в утонченную элегантность. Точные пейзажные детали заменились размытым «пейзажным фоном». Далеко не каждый зритель, увидев «Портрет мистера Эндрюса с женой», скажет, что он принадлежит кисти Гейнсборо.
Но «Утреннюю прогулку» невозможно приписать какому-либо другому мастеру. Она — гейнсборовская до мельчайшего мазка.
Этот двойной портрет Уильяма Халлета и Элизабет Стивен был заказан художнику к их свадьбе, состоявшейся летом 1785 года. Супруги Халлет не принадлежали к сливкам английского высшего общества, но Гейнсборо изобразил их аристократами до мозга костей. В этой картине поражает, прежде всего, удивительно гармоничное слияние людей и природы. Прием, который позволил бы сделать такое слияние естественным, Гейнсборо нашел лишь в самом конце работы над этим портретом — и написал молодую пару прогуливающейся по тенистому парку.
Нужно сказать, что в творческом наследии мастера имеется достаточное количество портретов на фоне пейзажа, однако именно в «Утренней прогулке» герои и пейзажный фон сочетаются наиболее естественно.
Многие искусствоведы полагают, что прием «портрета в пейзаже» Гейнсборо перенял у Антуана Ватто, любившего писать своих героев на лоне природы. Читатель, конечно же, понимает, что художник не заставлял своих клиентов позировать ему в парке. Нет, вся работа происходила в мастерской.
Декорации подбирались уже после того, как были написаны «главные действующие лица».
На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по дороге вдоль леса, и их преданная собака. Уильяму Халлетту и Элизабет Стефен, так зовут героев, по 21 году, и они намереваются пожениться. Портрет написан незадолго до свадьбы, летом 1785.
В полотне соединились оба таланта художника — портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского — «беседа») — картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.