Картина Томаса Гейнсборо Голубой мальчик -
Картина Томаса Гейнсборо Голубой мальчик

Картина Томаса Гейнсборо Голубой мальчик

Томас Гейнсборо долгое время совершенствовал себя как пейзажист, пока окончательно не понял, что самым прибыльным жанром в живописи в его время является портрет. Пейзажи не пользовались спросом у публики.

За свою жизнь мастер создал целый ряд замечательных портретов, но самым его известным считается трогательная и эмоциональная работа «Мальчик в голубом».

В качестве модели Гейнсборо пригласил мальчишку, сына торговца со скобяной лавки. История сохранила его имя — Джонатан Баттл. Но разве скажешь, что перед зрителем небогатый мальчуган? Нет. Живописец нарядил его в богатый аристократический костюм, переливающийся своей атласной тканью. Красивая поза, гордая осанка — и вот черты сына торговца стали приобретать холёность, а поза дворянское благородство. Лишь очаровательный румянец и простота во взгляде выдают в нём бесхитростного ребёнка.

Известно, что в разные периоды творчества Гейнсборо увлекался различными предшественниками от мира искусства. В этой работе явственно читается след Антониса ван Дейка.

Гейнсборо лишает портрет нарочитой парадности — непринуждённая поза, живое выражение на лице, всё это придаёт работе эмоциональность и очарование.

Главная красота картины, конечно же, в колористическом исполнении. Здесь мастер использует свой излюбленный приём, а именно растворение одного цвета в другом. На генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейся по тону, оттого фактура получается текучей и переливающейся.

Спустя несколько столетий картина вдохновила известного режиссёра Квентина Тарантино на создание образа главного героя фильма «Джанго Освобождённый». Джанго в исполнении Джейми Фокса облачили почти в такой же наряд как у мальчика с картины Гейнсборо.

Сама же работа покинула Англию в 1928 году. Отправляя картину в Калифорнию директор Лондонского музея, где выставлялась до этого картина, на обратной стороне полотна написал искренние слова прощания от всей английской нации. Одна из прекраснейших картин покидала родину за 728 000 долларов. Рекордная цена на произведение искусства в то время.

Томас Гейнсборо долгое время совершенствовал себя как пейзажист, пока окончательно не понял, что самым прибыльным жанром в живописи в его время является портрет. Пейзажи не пользовались спросом у публики.

Картина «Мальчик в голубом» является одним из самых широко узнаваемых работ Томаса Гейнсборо. Художник создал свой особый стиль и манеру написания портрета. Уделяя особое внимание моделям, он использовал для передачи их настроения и характера окружающую природу.

Кто послужил прототипом образа?

Джонатан Баттл, который стал прототипом образа, был сыном богатого торговца железными и скобяными товарами. Мальчик не был аристократом, но художник с заранее обдуманным намерением нарядил его в роскошный и изящный костюм. Во-первых, портрет был написан в 1770 году, когда в Британии было модно позировать в костюмах 18 века. Второй причиной было привлекшее внимание Гейнсборо выражение независимости и значимости на лице юноши.

Одежда лишь немного усиливает этот эффект превосходства. Т. Гейнсборо стремился запечатлеть именно такое явление, утверждая, что благородство присуще не только в силу происхождения человека, но характера самой личности. Поза одновременно слишком проста и будто полна вызова, следствием чего служит неспокойное, темнеющее, как перед грозой, небо позади фигуры. Мальчик стоит твердо и уверенно, пристальный взгляд направлен на вас и, пронзая, устремляется дальше за горизонт. Он здесь, озаренный светом и переливающийся, как топаз, серебром и чистым небесным цветом, излучающий безрассудство и грацию. А в следующую секунду он исчезнет, как видение, взмахнув шляпой.

Картина наполнена изяществом, теплотой и легкостью, являясь одной из любимых для самого художника. Кстати, за время работы Томас Гейнсборо стал хорошим другом Джошуа Рейнольдса, который после оставался преданным поклонником его творчества и коллекционировал его работы.

Помимо немаловажной роли пейзажа в композиции, Т. Гейнсборо использовал не свойственные традиционным канонам холодные цветовые гаммы. Любопытно, что последнее даже стало причиной полемики между ним и его современником Джошуа Рейнольдсом, считавшим, что в основе написания портретов должны использоваться теплые цвета на основе коричневого и красного.

Гейнсборо не стремился вступать с оппонентом в полемику; написав портрет «Голубой мальчик» в изысканных серебристо-голубых и серых тонах, он, тем самым, опроверг доводы соперника.

Джонатан Баттл, который стал прототипом образа, был сыном богатого торговца железными и скобяными товарами. Мальчик не был аристократом, но художник с заранее обдуманным намерением нарядил его в роскошный и изящный костюм. Во-первых, портрет был написан в 1770 году, когда в Британии было модно позировать в костюмах 18 века. Второй причиной было привлекшее внимание Гейнсборо выражение независимости и значимости на лице юноши.

Одежда лишь немного усиливает этот эффект превосходства. Т. Гейнсборо стремился запечатлеть именно такое явление, утверждая, что благородство присуще не только в силу происхождения человека, но характера самой личности. Поза одновременно слишком проста и будто полна вызова, следствием чего служит неспокойное, темнеющее, как перед грозой, небо позади фигуры. Мальчик стоит твердо и уверенно, пристальный взгляд направлен на вас и, пронзая, устремляется дальше за горизонт. Он здесь, озаренный светом и переливающийся, как топаз, серебром и чистым небесным цветом, излучающий безрассудство и грацию. А в следующую секунду он исчезнет, как видение, взмахнув шляпой.

Картина наполнена изяществом, теплотой и легкостью, являясь одной из любимых для самого художника. Кстати, за время работы Томас Гейнсборо стал хорошим другом Джошуа Рейнольдса, который после оставался преданным поклонником его творчества и коллекционировал его работы. Кстати, существует и поздняя версия данной картины – «Розовый мальчик» или «Молодой Николе». Она была написана в 1782 году, но не получила такой же известности и малознакома широкой публике.