Советская живопись 1930 годов перестает быть нагруженной деталями. Живописцы того времени старались как можно точнее отразить быстрое течение жизни.
С. В. Герасимов смог передать всю атмосферу колхоза посредством своей картины «Колхозный праздник», которую написал в 1937 году.
Впервые полотно представили вниманию советским людям в 1938 году, на выставке, посвященной индустрии социализма. Само полотно больше похоже на красочный праздник, который соткали из нескольких отдельно взятых кусочков. Картина сразу же стала средоточием споров и скандалов – почему не все понятно, и… почему все настолько детально нарисовано! Некоторые пытались сразу же упрекнуть живописца в том, что он не очень глубоко раскрыл тему. Кто-то упрекал его в том, что он слишком много времени уделил прорисовке деталей пейзажа. Прошло достаточно много времени, пока картина «Колхозный праздник» сумела занять свое заслуженное место среди самых лучших полотен живописи периода Советского Союза.
Герасимову, в свойственной ему манере, удалось показать все процессы, которые проходили в 30-е года. Мы не видим на картине ни одного человека, который бы улыбался. Вполне возможно, это не праздник, а какое-то мероприятие. Художник постарался расположить изображаемых им людей на пригорке. Таким образом он смог показать нам панораму, которая просматривается с высоты.
Герасимов – живописец, который близко принимал к сердцу народ, его будущее, настоящее и прошлое. Его искусство – это яркие картины, которые не боятся показывать современную жизнь, культуру.
На картине изображена сцена колхозного праздника урожая. Этот праздник совсем не относится к числу нововведенных Советской властью; он вырос из традиционных русских народных гуляний, отмечающих важные вехи в годовом жизненном цикле. Суть праздника осталась прежней: закончены труды по выращиванию урожая, пришло время труженикам «пожинать плоды», природа была милостивой и щедро наградила их дарами. «Жить стало лучше — жить стало веселее!» — читаем на транспаранте, который венчает портрет правителя Советского государства И. В. Сталина. Это уже примета советского времени. Она призвана подчеркнуть новую „историческую правду» и перенести народный праздник, завершающий страдную пору, за рамки конкретного села, превратив его в праздник всенародный.
Пластов создал свою картину на основе огромного числа этюдов, выполненных с односельчан. Он родился и прожил большую часть своей жизни в селе Прислониха недалеко от Ульяновска, посвятив все свое творчество сельской теме. Персонажи его картины — реальные люди 1930-х годов, навсегда, поэтично и искренне, запечатленные рукой мастера. Вместе с тем идеализированное изображение изобилия, веселья — программное явление в советском искусстве 1930-х годов, для которого сюжет праздника становится одним из насущных.
Характерно, что к созданию этого полотна художник шел длительным путем многолетнего накопления материала, путем приобщения к современности, познания ее особого строя в множестве этюдов деревенской жизни. Впервые «Колхозный праздник» предстал перед зрителями на выставке «Индустрия социализма» в 1938 году. Тотчас вокруг полотна разгорелись ожесточенные споры; не все было понято и принято в картине сразу. Раздавались голоса, упрекавшие художника то в недостаточно глубоком раскрытии темы, то в том, что художник слишком много внимания уделяет изображению природы, что содержание ярче выражено в пейзаже… Понадобилось немало времени, чтобы картина заняла заслуженное место в ряду лучших произведений советской живописи.
Картина пронизана радостным мироощущением, которое так характерно для советских людей той поры. Люди работали взахлеб, каждый новый день приносил щедрые плоды этих трудов. Народ жил с ощущением счастья, радости, казалось, светлой дороге труда, свершений и побед нет преград. Герасимов сумел уловить это в выражении лиц своих героев, в их повадках, свободной непринужденности движений. Это ощущается сразу, хотя художник показывает не разгар веселья, когда разгоряченные яствами и питием люди пустились бы в пляс, залились песней, а самое начало праздника. Сгрудившаяся у богато накрытых столов толпа спокойна. Серьезно внимают люди, может, и не слишком ловкой, но горячей и взволнованной речи председателя.
Признаться, с некоторым удивлением отмечаешь, вглядевшись в картину, что здесь нет ни одного не то что смеющегося, но даже улыбающегося лица. Откуда же это чувство светлой радости, какой-то веселости души, которое заражает вас с первого взгляда на картину? Тут уж «виною» богатейшее живописное мастерство Герасимова. Щедрое солнце заливает всю сцену. Светлые лучи падают на лица, играют в сочной зелени, дробясь, переливаются в гранях стекла, придают каждому цвету, любому предмету прозрачную легкость, воздушность. Именно мастерски претворенный свет насыщает полотно таким тонким разнообразием цветовых оттенков. Свет придает белой скатерти голубую окраску, разнообразит белые рубахи, кофточки, платки сложнейшим сочетанием теплых розовых, желтоватых, сиреневых, холодных голубых и зеленоватых рефлексов. Этот белый цвет, во всех своих градациях и нюансах, становится основным тоном строя полотна, строя мажорного, жизнеутверждающего, радостного.
Прозрачны лиловатые тени на розовом песке, слепят глаза блики на свежевыструганных деревянных скамьях. Звонко звучны среди этих тонких тональных переходов удары открытого синего, ярко-красного. Краски в соседстве друг с другом, в сочетании, подчас в резком контрастном сопоставлении становятся интенсивнее, насыщеннее. На голубом платье той молоденькой девушки, что сидит по левую руку от председателя, кажется особенно ярким красный значок. Темно-красный бант на кофточке женщины, вынимающей бутылки из корзины, сообщает зеленому цвету блузы особенную ясность и определенность. И так в любом куске холста: цветовые сочетания продуманы очень тщательно, как бы точно «сыграны» по сочиненной художником «цветовой партитуре».
Герасимов показывает, какую силу выразительности таит в себе цвет, если суметь подчинить его мысли, если суметь привести его в соответствие с идеей, с тем строем чувств, которые стремишься выразить. Оказывается, такую большую гуманистическую идею, как утверждение жизни, можно выразить в живописном строе, в солнечности, воздушности пейзажа. Кстати, природа играет в картине одну из главных ролей. Вся сцена мастерски связана с пейзажем. Фигуры людей тесно сгруппированы на переднем плане, а там, сразу за их спинами, широко расстилается вольная гладь зеленого поля. Взгляд плавно скользит по ней, туда, где тонкая синяя полоса, разделяя, одновременно соединяет небо с землей.
У горизонта голубеют невысокие холмы. Художник не прибегает к броскому, красивому пейзажному мотиву — голое поле, холмы вдали да группка ярко-зеленых, в сочной листве деревьев… Но чем-то бесконечно родным, русским веет от этого раздолья. Чувство остро национального в облике и восприятии природы свойственно всему пейзажному творчеству Герасимова. Для художника пейзаж — не просто близкая сердцу тема. Здесь личность, натура художника, чувства гражданина своей земли находят необычайно полное выражение. Природа в его восприятии исполнена поэтической прелести, особого лиризма. Любой, самый маленький этюд отмечен характерными для автора цветовыми решениями, живописной манерой. С годами пейзажное искусство Герасимова претерпело значительные изменения. Работы 1920-х годов отличались сдержанностью цвета, почти монохромностью, суровостью образных решений, монументальностью композиционного строя. Уже к началу 1930-х годов — и чем дальше, тем щедрее — в картинах появляются ясное солнце, свет, радостное богатство цвета.
Художник начисто отказывается от экзальтации в проявлении чувств, от бурной жестикуляции. Своих героев он располагает так, что руки большинства людей оказываются либо скрытыми за фигурами соседей, либо за гранью стола. А те несколько пар рук, что «действуют» в картине, или спокойно сложены, как у этой девушки, стоящей справа, или «привязаны» к какому-то делу — достают бутылки, держат блюдо с праздничным пирогом, опираются на велосипед. Это сообщает силуэтную цельность и каждой фигуре и всей сцене вообще.
В этой сдержанности особую роль приобретает энергичный жест оратора, делая его образ центральным, ведущим в действии. Композиция построена барельефно, на узкой полосе переднего плана. Художник располагает своих героев на пригорке, и именно этот прием дает ему возможность развернуть перед нашими глазами широкую панораму, далеко просматриваемую с высоты. Искусство Герасимова покоряет отражением ярких картин и самой сущности современной жизни, поэтическим накалом, большой живописной культурой. И все же более всего оно сильно тем, что глубоко, истинно национально.