Анализ картины Бориса Кустодиева Деревенский праздник - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Деревенский праздник

Анализ картины Бориса Кустодиева Деревенский праздник

Картины Бориса Кустодиева – это всегда буйство ярких контрастных красок. Он словно пытался раскрасить своими полотнами унылые серые будни, вдохнуть в них радость. «Деревенский праздник», как и прочие, наполнен светлым настроением, хотя с легкой лирической ноткой. Данную работу среди прочих выделяет легкий налет импрессионизма – он проявляется солнечными бликами, переходами цвета и нежными светотенями.

Широкое панорамное полотно принадлежит кисти русского советского художника, известного умением создавать в своих картинах яркий, сочный мир – Борису Михайловичу Кустодиеву.

Художественное произведение создано в 1910 году, когда здоровье живописца уже начало стремительно ухудшаться. Однако чем проблемнее становилось держать кисть в слабеющей руке, тем жизнерадостнее и солнечнее становилось его творчество. Холст, изображающий праздник в деревне полностью иллюстрирует такой парадокс.

Изображена сюжетная сцена из деревенской жизни в праздничный день. Эта картина немного отличается по характеру от привычного Кустодиеву масштабного празднества, разгульного широкого русского веселья. Вероятно, на холсте запечатлено крестьянское гуляние в честь помолвки, или последние мгновения перед свадебным гулянием. Такие события обычно происходили осенью, после уборочной страды, что подтверждают пожелтевшие деревья на первом плане.

На большом полотне панорамного плана уместились несколько групп крестьян, занятых различной деятельностью. В левой стороне – запряжённая телега, вокруг которой собрались несколько человек. Вероятно, обсуждают предстоящее событие, советуются, решают бытовые вопросы. Неподалеку от телеги на траве расположилась группа ребятишек со своими нехитрыми забавами.

Возле избы в центре, на лавочке, ярко освещенной последними теплыми лучами осеннего солнца, степенно расположились уважаемые гости. Один из них – священник, без присутствия которого на селе не обходилось ни одно большое событие. Всю правую сторону панорамы занимает группа крестьянской молодежи.

Девушки облачились в светлые парадные наряды, парни блестят начищенными сапогами и репетируют на гармони плясовые и частушечные мелодии. По всему видно, что художник изобразил богатое село – крестьяне хорошо одеты, ровные, ладные избы, плотным рядком, словно прилепленные друг к другу,

Особенностью картины можно назвать отсутствие явного композиционного центра, на котором сосредотачивается внимание. Условно можно лишь отделить первый, ближний план, на котором расположены фигуры людей, и дальний – в верхней части картины, где живописец тонкой полоской обозначил темнеющие поля, уходящие к горизонту. На холсте нет ни одного темного мрачного пятна, ничего не омрачает праздничного, приподнятого тона события.

Полотно пробуждает теплые, светлые чувства. Он него на зрителя изливается радость, счастье, передается душевное тепло и спокойствие.

На широком бумажном полотне развернулось целое действо. Наступила ранняя осень: может быть, сентябрь или начало октября. Воздух еще теплый, но деревья уже раскрасились пестрой желтой и красной листвой. Урожай убран, поля стоят пустые. Традиционно, сейчас самое время провести осенний праздник урожая или сыграть свадьбу.

На картине Бориса Кустодиева Деревенский праздник поместилась буквально вся деревня. Все жители высыпали из домов, чтобы разделить общую радость и насладиться последними теплыми мгновениями бабьего лета.

Слева, возле телеги, собрались мужики. Они не веселятся, подобно другим жителям деревни, а ведут серьезный разговор, посвященный последним приготовлениям к празднованию. Лошадь, впряженная в телегу, нетерпеливо бьет копытом, стремясь скорее отправиться в путь.

Подле мужчин, прямо на земле, расположилась группка мальчишек. Ребята увлечены какой-то немудреной игрой в камешки или городки, и полностью забыли о происходящем вокруг.

На завалинке под домом сидят, судя по всему, важные гости. Среди них угадывается фигура священника с длинной седой бородой. Без этого персонажа в деревне не могли обойтись ни свадьба, ни поминки.

В самой правой части веселятся танцующие девицы и женщины. Они одеты в нарядные пышные платья: белые, с цветами, и пестрые, в крупный горох. На головах повязаны яркие косынки. Один мужчина играет им на гармошке залихватскую мелодию, а другой, в красной рубахе, отплясывает гопак прямо посреди женского кружка.

По атмосфере на картине чувствуется, что праздник только начинается, все настоящее веселье еще впереди. “Деревенский праздник” хранится в Государственном Русском музее, г. Москва.