Картина Аркадия Пластова Колхозный праздник - Аркадий Александрович Пластов
Картина Аркадия Пластова Колхозный праздник

Картина Аркадия Пластова Колхозный праздник

Сын и внук иконописцев, признанный партией советский художник Аркадий Александрович Пластов известен своими крестьянскими картинами, которые отражали жизнь рабочей деревни.

Одной из таких картин является «Колхозный праздник», впервые презентованная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах и принесшая большую популярность Пластову. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью.

Для данной работы художником было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей, именно по этому ее называли большим портретом русского крестьянства. В ней автор показывает эпизод из послевоенной жизни, в котором чувствуется возражение той былой радости и спокойствия до Великой Отечественной войны, она агитирует на счастье, призывает продолжать жить.

В центре картины Аркадия Пластова Колхозный праздник праздничные столы со всеми деревенскими яствами, на одном из них стоит один из символов русской деревни – самовар, который угощает всех горячим чаем. Транспарант над которым портрет Иосифа Виссарионовича Сталина, кричит всей округе «Жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно – на картине выходной день, может быть праздничный, люди счастливы, они танцуют, поют просто разговаривают, все страшное позади.

Сюжетом был выбран праздник урожая: традиция широко праздновать окончание сбора урожая пришла еще из седой древности. Советская власть поступила мудро, преобразовав старинный обычай в современное празднество, торжество колхозников.

Любому зрителю картины сразу бросится в глаза возвышающийся над толпой портрет Сталина, ярко характеризующий доминирующую над народом советскую власть. Художник изображает веселых крестьян, сидящих за богато накрытым столом, веселящихся и празднующих.

Но в правой части выделяется дом, видимо, дореволюционная барская усадьба, с облупившимся фасадом и потемневшей крышей. Прибегнув к такому нехитрому приему, художник, вероятно, хотел подчеркнуть, что не все так уже благополучно на этом колхозном празднике.

Все же отдыхающие люди изображены очень убедительно: общий колорит картины выдержан в светлых тонах, местами выделены яркие пятна — алая блузка и косынка крестьянки в центре полотна, алый стяг и транспарант рядом с портретом вождя. Все это придает праздничность и жизнерадостность картине. Изобилие еды и напитков на столах, оживленные позы людей — все указывает на общую атмосферу праздника и всеобщего довольства.

Художник как бы иллюстрирует слова Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Эта надпись на транспаранте придает композиции антураж советского праздника, а не просто крестьянской гулянки.

Своими глазами увидеть картину Пластова можно увидеть в Государственном Русском музее в корпусе Бенуа.

Картина после опубликования имела продолжительную историю – Пластова после XX съезда КПСС, партия просила убрать портрет Сталина с картины, но художник наотрез отказался, аргументировав тем, что изначально присутствие этого портрета не задумывалось, но его упорно просила поместить туда та же самая партия, поэтому убирать он его не собирается, путь остается там навсегда.